• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

АК-МЕЧЕТЪ - ФОРТ ПЕРОВСК – ПЕРОВСК

Напомним, что в предыдущей публикации из книги «Земля Сырав русских источниках», автором которой является Отеген Абдраман, мы приводили материалы об истории нашего края, хранившиеся в течение трех веков в Ташкентских архивах, и статьи, опубликованные в «Туркестанском сборнике». Сегодня мы предлагаем нашему читателю материал из Центрального Краевого архива.

Ак-Мечеть - бывшая крепость феодального Кокандского хан­ства, откуда кокандские беки в течение многих десятков лет угне­тали и эксплуатировали местных жителей, кочующих в среднем и нижнем течениях р. Сыр-Дарьи. После завоевания его русскими31 августа 1853 году Ак-Мечеть была переименована в Перовск в честь генерала Перовского. Окрестности города представляли собою один из культурных оазисов Средней Азии. Развалины древних городов, следы ирригационных соору­жений и старых культурных пашен, ныне заболоченных водами Сыр-Дарьи и поросших камышами и кустарниками, остались не­мыми памятниками давно исчезнувшей культуры.

В течение многих столетий здесьоседали земледельчес­кие народы, кото- рые покрывали землю сетью оросительных ка­налов и воздвигали культурныепоселения.

В VIII веке Средняя Азия была покорена арабами, которые распространили ислам. Арабы завели торговые сношения с на­родами, обитавшими в низовьях Сыр-Дарьи и основали здесь го­род Дженд, развалины которого находятся к югу от Ак-Мечети (город Яныкент, развалины которого лежат на юге от Казалинска). Низовья реки Сыр-Дарьи в XII веке перешли во владение Хо­резмского шаха Астыза, который и объединил под своей властью всю Среднюю Азию.

В городе Дженде, бывшей столице сельджуков, правил стар­ший сын Астыза, из чего можно заключить, на сколько важное значение имела эта область во владениях Хорезма.

Вся область Сыр-Дарьи оказалась во власти различных пле­мен тюркской народности, которые носили название гузов, кип­чаков, и вели оседлый и полуоседлый образ жизни.

История сохранила нам имена многих городов, существовав­ших в этот период по реке Сыр-Дарье и вблизи ее. Центр владений кипчаков находился в городе Сыганаке, развалины которого находятся в Сунак-кургане, в нескольких верстах от станции Ташкентской железной дороги - Тюмень-Арык, в Ак-Мечетском уезде. Кроме того, здесь существовали города Узкент, Ашназ, Яныкент, Джанкент, развалины которых находятся в 11-ти верстах от городов Казалинска, Саг Дере, Хайдарабад, Джент и другие.

В 1215 году на берегах р.Сыр-Дарьи появились новые завое­ватели - монголыподпредводительством Чингиз Хана. Осенью того же года он с огромной армией (численность кото­рой определяется по мусульманским источникам от 600 до 700 ты­сяч человек) подступил к городу Отрару. Город Отрар защищался в течение5-ти месяцев, но был взят и разграблен монголами. После взятия Отрара, ЧингизХан отправил своего сына Джучи вниз по Сыр-Дарье на город Дженд, а сам с остальной армией предпринял поход на Бухару.

Джучи взял все города, находящиеся по берегам Сыр-Да­рьи, Сыганак, Узкент, Яныкент, Ашназ, Дженд и другие. В городе Сыганаке было перебито все население, а город Дженд был отдан на разграбление в течение 9-ти дней.

В XVI веке по нижнему течению реки Сыр-Дарьи укрепились каракалпаки, которые занимались земледелием. Они возоб­новили оросительные каналы и построили новые.

Их владения простирались по всему течению Сыр-Дарьи и по ее протокам Куван-Дарье и Яны-Дарье, теряющимся в пустыне Кзылкум.

С половины XVI века правый берег Сыр-Дарьи находился во власти казахских орд. В конце XVI века казахи под предводительством хана Тевкеля распространили свои владения вверх по реке Сыр-Дарье, за­няли города Туркестан, Ташкент, Андижан и Самарканд. Города Туркестан и Ташкент оставались в их владении до 1723 года, ког­да новые восточные завоеватели джунгары оттеснили их из этих городов на запад и северо-запад до берегов Тобола и Урала.

Кочевавшие населения по берегам Сыр-Дарьи потеряли свою политическую самостоятельность и оказались во власти джунгарских ханов. В половине XVIII столетия сильное джунгарское ханство было разгромлено. В течение XIX века в верхнем течении р. Сыр-Дарьи из отдельных владений Ферганских беков, находившихся в вассальной зависимости от Бухар-ских ханов, образовалось новое Коканд- ское ханство.

Основателем его был Алим-хан (1807-1817 гг.), который при­соединил к Коканду-Ташкент, Чимкент и Ура-Тюбе, находившиеся под властью кипчаков.

Преемник Алим-хана, хан Омар, распространяя владения Коканда вниз по реке Сыр-Дарье, завоевал город Туркестан (Хазрет) и, двигаясь далее вниз по течению реки, подчинил себе окрестных киргизов. Для укрепления здесь кокандского могущества он постро­ил крепости: Дин-курган, Джулек, Камыш-курган, Ак-Мечеть, Чим-курган и Кош-курган. Опираясь на свои крепости, кокандцы распространили свою власть на местных жителей, кочующих по Сыр-Дарье и по р.Чу и Сары-су, и заставили их платить тяжелую дань.

Ак-Мечеть построена на правом берегу Сыр-Дарьи, на ост­рове, который окружает большая низина, поросшая камышем и кустарниками, изобилующая озерами и болотами. Эта низина носила название Бакалы-кепе и имеет уклон к северу, и во время половодья заливалась водами Сыр-Дарьи через проток Караузяк. По преданию, Караузяк, берущий начало ниже Ак-Мечети, был когда-то арыком, который со временем был размыт, и воды Сыр-Дарьи затопили и заболотили культурные поля древних оби­тателей этой местности. Впадина Бакалы-кепе простирается вниз по реке до урочища Кармакчи, на протяжении 138 верст.

На левой стороне реки близь Ак-Мечети берут начало два протока: Яны-Дарья и Куван-Дарья, из которых первая врезывает­ся далеко вглубь Каракумской пустыни. Еще в половине XIX века по Куван-Дарье жили каракалпаки, переселенные хивинцами в дельту Аму-Дарьи. Оросительные арыки каракалпаков были размыты водой и засыпаны песком, и там, где была земледельческая культура, ныне царит бесплодная пустыня Кызылкум.

К юго-западу от Ак-Мечети находится много развалин древ­них городов, селений и ирригационных сооружений, которыми пользовалось местное население-егинши. Обилие камышей и кустарниковых зарослей в окрестностях Ак-Мечети по берегам Сыр-Дарьи издавна притягивало сюда ко­чевников, где они находили превосходные зимние стойбища для своих стад, могли укрыться от снежных буранов, достать корм и топливо.

На северо - востоке от Ак-Мечети расположено несколько озер (Телекуль, Ащыкуль, Салмалкуль), в которые впадают реки Сарысу и Чу, являющиеся самыми многолюдными кочевы­ми путями киргизов, и на берегах которых в XV веке впервые сложилась эта народность.

В окрестностях Ак-Мечети издавна зимовали киргизы чумекеевского, джаппасского, шактинского, алимулинского, чумичлитабынского и других родов, которые на лето откочевы­вали в верховья рек Тобола и Яту и Каракумы. Часть населения «джатаков» (бедняков) жила здесь оседло и занималась хлебопа­шеством. Построив Ак-Мечеть и другие крепости по Сыр-Дарье, кокандские беки подчинили всехкочующих кир­гизов и обложили их тяжелым зякетом. С каждой кибитки они брали по шесть баранов или по 12 рублей, а с занимающихся земледельем собирали1/3 жатвы. Не ограничиваясь положенной данью, кокандские беки делали набеги на киргизские аулы, от­бирали скот и грабили имущество. Кроме того, киргизы привле­кались к службе в кокандских войсках на работы по возведению крепостей и чистку арыков, поставляли фураж и продовольствие, и вообще эксплуатировались самым беспощадным образом. При малейшем протесте со стороны киргиз кокандцы с ними расправ­лялись жестоко, избивая целыми аулами.

Занимая положение у начала протоков Куван-Дарьии Яны-Дарьи, Ак-Мечеть давала кокандцам возможность господствовать над караванными путями, идущими в Оренбург из Ташкента, Бу­хары и Хивы. Пути скрещивались на урочище Кармакчи, но в своем следовании в Хиву и Бухару по безводной пустыне Кызылкума караваны придерживались протоков Куван-Дарьи и Яны-Дарьи и таким образом приближались в сферу влияния кокандских крепостей. Пользуясь этим обстоятельством, Ак-Мечетьские беки установили контроль за караванами, взимали с них высокие пош­лины или просто их грабили, чем в высшей степени препятство­вали развитию нормальных торговых отношений между Россией и Бухарой.

Особенно враждебными отношения Коканда к России стано­вятся после постройки в 1847 г. русскими Аральского укрепления на урочище Раим, в устье Сыр-Дарьи. Опасаясь русского влияния на Сыр-Дарьинских киргиз, кокандцы стали преследовать и напа­дать на аулы киргизов, обнаруживших приверженность к России.

Начиная с 1847 г., набеги кокандцев на аулы киргизов Оренбург­ского ведомства стали повторяться каждый год, кирги­зы обычно старались укрываться от кокандцев вАральских укреплениях, но это не всегда им удавалось.

В конце лета 1850 г. до 700 кокандцев вторглись в кочевья киргизов и разбили до 60 аулов чумекеевского рода. Комендант крепости полковник Эгман выслал отряд казаков для защиты киргизов, который пре­следовал кокандцев до крепости Кош-курган, взял ее и пленил коменданта вместе с женами и детьми и 15 кокандцами. Тем не менее, в феврале1851 г. до 900 кокандцев и кокандских киргизов сно­ва вторглись в русские владения и жестоко разгромили местные населения чумекеевского, торткаринского, шектинского и джагалбайлинского родов, кочевавших в Каракумах.

На этот раз в набеге участвовали киргизы чумичлитабынского рода под предводительством бия Байкадама, который в 1846г.спасаясь от русских отрядов, преследовавших его за участие в восстании КенесарыКасымова, откочевалсо своими однородцами в пределы Коканда и принял кокандскоеподданство.

Кокандцы в течение трех дней грабили аулы шектинского рода и захватили у них огромную добычу: 1900 верблюдов, 2500 ло­шадей и свыше 70000 баранов, которых угнали в кокандские пределы. Таким образом, воинственное Кокандское ханство, воздви­гая свои форпосты вниз по течению Сыр-Дарьи, старалось рас­пространить свою власть на сырдарьинских киргизов, которых в свою очередь Россия считала в своем подданстве.

Кроме Коканда на сырдарьинских киргизов предъявляла свои права и Хива. По исторической традиции древний Хорезм счи­тал берега Сыра, Куван-Дарьи и Яны-Дарьи своими владениями и требовал от кочующих здесь киргизов подданство и уплаты зякета.

С тех пор, как на восточном берегу Аральского моря в устье Сыр-Дарьи появилось первое русское укрепление, хивинский хан почувствовал угрозу своим владениям и предпринял ряд набегов в окрестности Раима, пытаясь этим не допустить к нему продовольственные транспорты, иду­щие из Оренбурга, и воспрепятствовать работе русских съемоч­ных отрядов.

Хивинский хан старался склонить богатыми подарками и милостями на свою сторону знатных киргизов, угрожая им в про­тивном случае жестокой местью. Угрозы хана не были пустым звуком и не раз киргизы испытывали на себе тяжелую руку во­инственной и мстительной Хивы.

Нужно заметить, что между Хивой и Россией существовала старая и непримиримая вражда, начавшаяся со времени Петра I, который в 1717 году пытался за- хватить Хиву, снарядив туда экс­педицию князя Бековича - Черкасского. Хивинцы истребили русский отряд в г. Порсу, и с тех пор отношения между Хивой иРоссией никогда не отличалисьис­кренностью.

В мае 1848 г. большой хивинский отряд снова появился в окрестностях Аральского укрепления и разгромил около 1400 кибиток киргизов шектинского рода, причем в битве с хивин­цами пало до 400 киргизов.

Таким образом, политическая обстановка сложилась так, что сырдарьинские киргизы оказались под действием трех огней: с запада на их кочевья неуклонно надвигалась Россия и требовала покорности и службы, с востока наступал Коканд, с юга - Хива. Положение киргиз-казахов с каждым годом становилось тя­желее. Не имея других зимних стойбищ для скота, они не могли противостоять напору России, Коканда и Хивы. Они не имели объединяющей власти или иной национальной организации, и поэтому каждый род в борьбе с внешними вра­гами был представлен собственными силами. Взаимоотношения различных родов сырдарьинских киргизов в 50-х годах прошлого столетия представляли собою летопись кровавых междоусобий и непрекращающейся барымты, котораянастолько ослабляла киргизов, что они не могли и мечтать опротиводействии своим соседям, распо- лагающим вполне организованными вооруженны­ми силами.

В политическом и экономическом отношении Сыр-Дарьинские киргизы безусловно тяготели к мусульманским центрам Средней Азии, Хиве и Бухаре и находились в их зависимости. Избирая себе ханов из султанских родов, киргизы представляли их по утверждению ханов Хивы и Бухары. Тем не менее,сырдарьинские киргизы, вследствие наси­лий и грабежа со стороны хивинских и кокандских беков, ждали улучшения своего положения только от России.

Еще в 1817 г. хан Сыр-Дарьинской области султан Арзынгазы Абулгазыев - один из выдающихся деятелей казахского наро­да - искал защиты и покровительства у России. Однако Россия в то время была не в состоянии подать киргизам помощь и защи­тить их от Хивы и Коканда. Аулы Арзынгазы в наказание за его приверженность к России были подвергнуты хивинским ханом в 1820 году страшному разгрому, после чего киргизы вынуждены были покориться Хиве. Только с появлением Аральского укреп­ления приверженцы России получили некоторую поддержку со стороны русского гарнизона этой крепости, которая все таки не всегда могла защищать их от разгрома хивинцев и кокандцев.

Русское правительство было заинтересовано в привлечении киргизов на свою сторону не с точки зрения эксплуатации путем сбора налогов, как поступали Хива и Коканд, обиравшие кирги­зов, а главным образом для безопасности караванного движения по киргизской степи и развития торговли. Эксплуатация кирги­зов русскими носила характер эксплуатации торгового капитала и, имея свои отрицательные стороны, все же проявлялась в более мягких формах, чем насилия и грабежи Коканда и Хивы. Правда, киргизы западной части орды, как более близко расположенные, подвергались более жестоким репрессиям со стороны русского правительства, усмирявшего народные волнения силой оружия.

Развитие капитализма в России в половине XIX века властно требовало новых рынков для сбыта товаров и нового притока сы­рья, в особенности хлопка, что побудило русское правительство перейти к активной политике на востоке для завоевания новых колоний.

(Продолжение следует.

Начало в № 139).

19 сентября 2009 19 сентябрь 2009 г. 0 0