
В преддверии праздника Наурыз хочется рассказать о людях, которые вкладывают все свои силы и средства в возрождение народных ремесел. Один из них – мастер из Аральского района Кудайберген Кульмамбетов. Смотришь на ювелирные изделия, музыкальные инструменты, сувениры и другие предметы, изготовленные его руками, и убеждаешься в том, что для талантливого человека нет ничего невозможного.
Недавно Кудайбергену Кульмамбетову исполнилось 63 года. Как говорят казахи, это возраст пророка Мухаммеда, когда принято подводить первые итоги жизни. В этом возрасте к мужчине начинают относиться как к аксакалу.
Кудайберген гордится своей родословной. Предок по отцу – известный в этих краях Арал батыр – сподвижник знаменитого Жанкожи, командовал одним из отрядов легендарного казахского батыра. Дед Кудайбергена Кульмамбет за справедливость в решении спорных вопросов был избран волостным. А вот отец Тагжан Кульмамбетулы был известным на всю округу мастером. Он считал, что этот дар передался ему от нагаши – родственников по материнской линии. Украшения, предметы быта и другие изделия народного ремесла, изготовленные его руками, пользовались большим спросом у людей.
В прошлом году, как говорит мастер, исполнилось полвека с того дня, когда он впервые взял в руки инструмент и изготовил свое первое изделие. С тех пор он занят скрупулезным изучением тонкостей своего дела, вносит свой вклад в развитие и обогащение традиций народных ремесел.
Есть старая казахская пословица «Ұяда не көрсең ұшқанда соны ілерсің». Смысл ее таков: то, что видел еще ребенком, становится для человека примером, которому он следует всю жизнь. Так получилось и с героем этой корреспонденции. Совсем еще малышом Кудайберген все время проводил в мастерской рядом с отцом. С детства он поставил себе цель – стать таким же мастером, как отец. Он упорно учился технике резьбы по металлу и дереву, искусству литья украшений и боевого оружия. Как самое дорогое, хранит Кудайберген первые инструменты, которые оставил ему отец. Помнит уроки отца и других мастеров, открывших ему секреты древнего искусства.
— Пусть это станет делом всей твоей жизни, — говорил он.
В год, когда Кудайбергену исполнилось 14 лет, ушел из жизни отец. Другой бы на его месте растерялся – ведь это совсем еще мальчишеский возраст. Однако юноша сумел понять, что наследие, которое осталось от отца, необходимо сохранить, развивать дальше и по возможности передавать последующим потомкам. Он решил, что с уходом отца его дело не должно угаснуть, мастерская должна продолжать работать. И продолжал мастерить, вырезать, отливать – делал все, чему учил отец. Со временем пришел опыт, появился свой неповторимый почерк в изготовлении различных предметов. Нередко за изделиями, изготовленными его руками, приезжали из отдаленных аулов, других районов и Кызылорды. Украшения, мечи, седла, портреты из кожи и другие работы мастера сегодня можно увидеть в музеях ряда казахстанских городов. На кольца, браслеты, серьги, музыкальные инструменты, наборы посуды и другие изделия во все времена был огромный спрос. Причем материал использовался самый разный – от дерева, рогов домашних животных до драгоценных металлов. Кудайберген, пожалуй, единственный в своем роде мастер, который смастерил домбру… из костей животных.
В те времена, когда выдавали замуж девушку, обязательным атрибутом приданого был сундук с подставкой, который иные мастера умудрялись сделать настолько красивым, что невозможно было оторвать глаз. Около тридцати различных узоров из металла, которые отец изготавливал в кузнице, после его смерти стали достоянием Кудайбергена. Каждый из них имел свое название: след верблюжьего копыта, птичье крыло, купол, двойное сердце… Он аккуратно наносил эти узоры на жесть, вырезал их, а затем покрывал ими стенки сундука. Сестра Канзипа красила их в различные цвета, и сундук преображался на глазах.
Дар художника в Кудайбергене пробудился в детские годы. В школе в считанные минуты он мог нарисовать портреты, оформить стенды. Легко мастерил сундуки, стулья, оконные, дверные блоки и другое. Кудайберген с теплотой и гордостью вспоминает своих учителей – народного артиста РК Кудайбергена Султанбаева, который преподавал в школе рисование и черчение. Усилиями известного впоследствии артиста, любимца казахстанской публики, а также ныне здравствующего Аманжола Жоламанова в школе была организована выставка картин и изделий ученика 9 класса Кудайбергена
Кульмамбетова.
По словам К. Кульмамбетова, в его семье всегда любили праздник Наурыз. Каждый год, несмотря на запрет, установленный в советские годы, на праздник готовили традиционный наурыз-коже, люди в этот день надевали самое лучшее и поздравляли друг друга.
Кудайберген хорошо помнит, как впервые в 1989 году к празднику Наурыз ему доверили оформлять центральную площадь Аральска. И с тех пор на протяжении более десяти лет он готовил праздник для своих земляков.
63 года – это возраст, когда многие мужчины уходят на заслуженный отдых. Однако для мастера, отдавшего всю свою жизнь творчеству, это время, когда необходимо пополнять ряды учеников, открывать свою школу. Он полон сил и творческих планов. В ближайшее время собирается объездить ближние и дальние аулы, чтобы собрать талантливых детей, а заодно искать старинные предметы национального быта.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ К. КУЛЬМАМБЕТОВ СО СВОИМИ УЧЕНИКАМИ ГОТОВИТСЯ К ПОЕЗДКЕ В АСТАНУ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ВЫСТАВКУ «ЭКСПО-2017».