• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПРОНИКНОВЕНИЕ В ИСТОРИЮ

Индира АЛПЫСБАЕВА
ПРОНИКНОВЕНИЕ В ИСТОРИЮС отмечаемым в эти дни 550-летием Казахского ханства органично перекликается роман Ильяса Есенберлина «Кочевники», впервые вышедший как трилогия в семидесятых годах и недавно признанный «Книгой года-2015».
Трилогия открывает еще одну страницу в нашей литературе. Топот копыт по такырам, ржание лошадей, огромные фигуры батыров, несущихся навстречу врагу, алый закат в степи — жизнь прошлых веков оживает перед глазами читателя. Вековая борьба за власть, борьба султанов, коварные убийства, насилие, неразделенные женщины — все изображено ярко, живо. Казахстанский читатель ждал книгу, которая могла бы рассказать ему как жила Великая Степь от границы Китая до Каспия – та самая степь, которую безжалостно топтали жестокие завоеватели и где потом черпали силы для своего следующего нашествия. Перед нами именно такая книга – исторический роман «Кочевники» — свод событий, происходивших в казахской степи в период зарождения государственности после монгольского нашествия. Это показатель многовекового пути казахов к свободе. И во многом благодаря роману-трилогии Есенберлина, его кочевникам, возвратились к нам имена выдающихся личностей и батыров. Со страниц романа сходят и говорят с нами как живые, Касым хан, Аз Жанибек, могущественный Есим, Хакназар, Аз Тауке, грозный Абылай, хан Кенесары, знаменитые батыры Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Олжабай батыр, Шапырашты Наурызбай, кумиры и заступники народа Асан Кайгы, Бухар жырау, Казтуган, Жиенбет жырау и другие.
Первая часть трилогии посвящена образованию Казахского ханства. Джанибек-хан объединял казахов в единое государство. Он и его сын Касым были мудрыми, сильными людьми. Их идея объединения казахов в единое государство была священна, но степной вольный народ было трудно объединить — дух соперничества делал этот процесс сложным. И Джанибеку приходилось прибегать к насилию. Казахское ханство было мощным государственным образованием, оно просуществовало до начала XVIII века, терзаемое шайбанидами и тимуридами. Борьба за власть в степи привела его к распаду на части в пределах трех жузов. Этого только и ожидал враг. Страшный ветер дул из-за восточных гор. Величественный Тянь-Шань отделял сплошной стеной казахов от Цинской империи. Но возле озера Алаколь между гор находился «коридор» шириной в 3-4 километра — Джунгарские ворота. Оттуда и шла опасность.
Во второй книге трилогии, которая называется «Отчаяние», показана долгая изнурительная борьба казахского народа с многочисленными завоевателями за свою независимость, сохранение государственных границ, история взаимоотношений с Россией. В Джунгарских воротах уже стояла многотысячная армия Сыбан Раптана. Внук Тауке-хана Абулмансур повел войска в бой. После этого боя его стали звать Аблаем Джунгары.
На Анракайских сопках произошла знаменитая битва, объединившая казахских воинов во главе с ханом Абулхаиром. Тогда и понял народ, что сила их в единстве. И сказал знаменитый Бухар-жырау: «Пока сам народ не поймет, что в единстве его спасение, никому не справиться с врагом». Становление Аблая как государственного деятеля, как хана всех трех жузов, проходило в страшные годы джунгарского нашествия, и главной задачей было объединение казахских родов. Он пользовался огромным уважением во всей казахской степи и за ее пределами.
«Временем» великого бедствия назван в народе пе¬риод джунгарского нашествия. Вслед за джунгарами на казахскую землю потянулись другие завоеватели. Отчаяние овладевает людьми, но в самый тяжелый момент на помощь казахам приходит русское государство.
Третья часть трилогии «Хан-Кене» — о человеке, решившимся стать единоличным правителем степи. Кенесары сумел сплотить вокруг себя многих прославленных родовых батыров и родственников. Они были ему преданы. А за каждым батыром или тюре беззаветно шел большой аул или целый род. Связанные по рукам и ногам неписаными законами родового строя казахи просто не знали других отношений. Около десяти лет шла эта война. В 1841 году Кенесары провозгласили ханом всех казахов…
Читая страницы романа, видишь черты казахского народа. Свободолюбивый, добрый, гордый. В степи были свои законы, своя степная власть. Батырами становились умные, сильные люди, аксакалами-старшинами — не менее одаренные и уважаемые. Жесткие законы царят в степи. На страницах романа предстает народ вольный, преклоняющийся перед духом предков.
С большим уважением писатель рассказывает о жырау и батырах. Бухар-жырау, всеми любимый народный певец, несмотря на множество подарков от ханов, ходил в старом халате, всегда говорил правду Аблай-хану. Ханы и султаны прислушивались к голосу народных певцов. Уважение к ним было древней традицией. Видимо, степняки, как и другие народы, верили, что поэты посланы на землю богом.
До Есенберлина в казахской литературе практически не было книг, так глубоко и откровенно описывающих историю народа. В первую очередь, это художественное произведение, показывающее нам, как Великая Степь жаждала мира и покоя. Боль за свою Родину, за свой народ – вот то чувство, которое способствовало глубокому проникновению писателя в историческое прошлое своей страны. Он вернул имена многих героев. Многих из нас «Кочевники» заставили бережно относиться к историческому прошлому. Всем своим настроем роман утверждает, что не ханы или султаны, а именно народ — подлинный творец истории. Через весь роман проходит главная мысль – казахский народ не только всегда мечтал о независимости, но и боролся за нее. И это стремление навсегда должно остаться в генах и памяти нынешнего и последующих поколений.
19-9-2015 19 сентябрь 2015 г. 0 0