• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДАВНО ЛИ ПЕСНИ ТЫ МНЕ ПЕЛА, НАД КОЛЫБЕЛЬЮ НАКЛОНЯСЬ...

София АЛДАМЖАРОВА
ДАВНО ЛИ ПЕСНИ ТЫ МНЕ ПЕЛА, НАД КОЛЫБЕЛЬЮ НАКЛОНЯСЬ...«Әлди, әлди, ақ бөпем, ақ бесікке жат бөпеп» (Баю-баю, мой малыш, в колыбельку ты ложись). Это строки из «Бесік жыры» знакомы почти всем казахам. Но, к сожалению, такая, казалось бы, обычная традиция непременно петь колыбельную малышу перед сном, стала забываться.
— Понятно, что время быстро летит, молодым родителям самим бы добраться до постели и выспаться, чтобы на-завтра завертеться в колесе жизни, — говорит руководитель общественного объединения женщин Сырдарьинского района Улмекен Жаналиева. – Но ведь наши бабушки испокон веков непременно перед сном пели колыбельные детям, внукам. В каждом доме была своя колыбельная песня, специальный ритуал перед сном. Это все передавалось из поколения в поколение.  
Улмекен-апа по совместительству руководит школой бабушек, которая совсем недавно открылась в районе и собрала под свой шанырак не только бабушек, но и молодых снох. Здесь молодых бабушки учат премудростям жизни. И главный ориентир в своей деятельности школа делает именно на воспитании семейных ценностей, сохранении традиций и обычаев казахского народа.
— Обрядов, традиций у казахов немало, — говорит Улмекен-апа. – Они сопровождают нас с самого рождения: бесикке салу, шилдехана, сундетке отыргызу… Многие традиции и обряды сейчас подзабыты, например, древний обряд суйиндир, когда после рождения ребенка первой роженицу посещает родная мать. Она привозит подарки для малыша и «калжа» (мясное блюдо, которое специально готовится для роженицы). Родители  мужа устраивают небольшой той, встречая тещу, ставшую бабушкой. Обычно на  таких праздниках говорят о роли матери, ей отдают почести, вспоминается детство самой молодой мамы, в общем, отмечают своеобразный  День матери, который в современной интерпретации претерпел изменения.
Улмекен-апа считает, что каждая мама и бабушка должны наизусть знать колыбельные песни. Поэтому не только в районном центре, но и в аулах устраиваются конкурсы среди женщин на лучшее исполнение колыбельной. К примеру, недавно состоялся конкурс среди ансамблей бабушек, при этом в репертуаре исполнительниц по условиям конкурса непременно должна быть колыбельная.   
— Сейчас у многих на слуху колыбельные песни, которые поют известные казахстанские исполнители Каракат Абильдина, Мейрамбек Беспаев, Алтынай Жорабаева, — продолжает собеседница. – Но в народе есть немало колыбельных песен, которые пели наши прабабушки, многие из них сейчас забыты. Считаю, пора дать им вторую жизнь. Кстати, на таких конкурсах удается найти редкие колыбельные песни.
Улмекен-апа собрала много колыбельных песен (и старых, и новых), выпустила небольшую брошюру, которая быстро разошлась. И сейчас наверняка во многих домах сырдарьинцев по вечерам звучат слова и мотив древних подзабытых колыбельных песен.
— Колыбельная песня — это особые эмоциональные отношения между мамой и малышом. Ведь мама, убаюкивая ребенка, оставляет далеко от его колыбели все накопившиеся за день тревоги и волнения, передает ему свои тепло и нежность, — говорит наставница школы бабушек Асем Култайбаева. — Ведь не зря говорится в стихах Расула Гамзатова «Песня матери — главная песня в мире, начало всех человеческих песен». На Востоке о плохом человеке говорят: «Ему мать не пела колыбельных песен». Во время исполнения колыбельной ребенку мама рассказывает о настоящем и придумывает для него прекрасное будущее... С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах. Колыбельные песни — это заговоры-обереги, а также универсальное снотворное средство. Поэтому считаю, что молодых мам свекрови обязательно должны учить петь колыбельные малышам. И эта традиция должна передаваться из поколения в поколение.
В школе бабушек молодых учат не только убаюкивать малышей перед сном, но и рассказывать более старшим детям сказки.
— Скажете, что сказки своим детям рассказывали не только казахи, и будете правы, — говорит Улмекен-апа. — Но ведь именно из казахских сказок, фольклора дети должны черпать знания о своей истории. Дети сейчас быстрее вспомнят Губку Боба, Трансформеров, Человека-паука, чем Ертостика или безбородого обманщика Алдара-Косе. А ведь все сказки поучительные, благодаря им дети учатся различать добро и зло, быть милосердными и отзывчивыми, помогать старшим и младшим. Сейчас наши бабушки собирают по аулам старый казахский фольклор. Если наберется приличный багаж материала, планируем выпустить книжку.
Обучение в школе бабушек не ограничивается теоретическими занятиями. Молодых келинок здесь учат шить корпеше из разноцветных лоскутов, которое называется «курак-корпе». Сейчас такое искусство называется пэчворк, лоскутное шитье становится популярным. Для этого достаточно иметь кусочки ткани, немного фантазии и желание из сшитых в особом порядке маленьких кусочков получить настоящее произведение искусства. Так вот, получается, что  наши прабабушки были самыми настоящими знатоками пэчворка.
— Я поздно стала заниматься лоскутным шитьем, возможно, узнай я о нем раньше, может, и профессию бы другую выбрала, — говорит одна из учениц школы бабушек Гульмира Кыстаубаева. — По крайней мере, это занятие достав-ляет мне огромное удовольствие. Помню, в детстве бабушка шила из лоскутов красивые корпе, но тогда меня это не очень вдохновило. А сейчас все свободное время посвящаю шитью. Стараюсь привносить в исконное казахское искусство лоскутного шитья что-то инновационное из других культур. Надо сказать, что курсы шитья школы бабушек пользуются большим спросом. Сюда записываются и школьницы, и взрослые дамы.
— В последнее время все чаще вспоминают о символах родной культуры, — говорит наставник школы бабушек Шолпан Ералиева (именно она учит искусству шитья лоскутных одеял). — Пестрые узоры, все цвета радуги на сочном полотне — это казахское корпе. Этот предмет есть практически в каждом доме. Раньше по стилю орнаментов корпе можно было определить  из какого рода происходит семья. За каждым лоскутным изделием стоит глубокая философия наших степей и предков. Кстати, национальные мотивы лоскутных корпе можно гармонично вписать в ультрамодные интерьеры. Так что курак-корпе обещает не покидать нас еще долгое время. Даже, если мы хотим его исключить из нашего интерьера, это невозможно, потому что оно комфортное, удобное и, думается, проживет вместе с нами еще много веков.
Ковроткачество – еще один вид искусства, которому учат в школе бабушек. Желающих постигать азы ремесла на старинных станках тоже не мало.
— В народных промыслах казахов преобладало в прошлом валяние войлока. Им покрывали юрту, застилали пол, утепляли стену. Из него делали чехлы для сундуков, настенные сумы для посуды, плащи, головные уборы и другие изделия, — говорит Ш. Ералиева. – Сейчас мы учим девушек ткать такие традиционные изделия как кииз, текемет, сырмак, тускииз. Ковроткачество в Казахстане имеет глубокие корни. Им занимались в основном женщины. Для казахского ковроткачества характерны своя техника изготовления, манера исполнения, отточенность рисунков, строгая симметрия их расположения. Всеми этими секретами мы делимся с молодым поколением, чтобы они могли передать это своим детям и внукам.
—  Если ткачеством у казахов занимались женщины, то обработкой кожи, скорняжничеством, тиснением, изготовлением деталей конской сбруи, кожаной посуды — мужчины. Оригинальна и неповторима резьба по дереву. Хотим привлечь к работе мастеров со всех районов, учить юношей древнему прикладному искусству, — продолжает Улмекен-апа.
Кстати, в школе бабушек все как в обычном учебном заведении. Бабушкам и молодым женщинам задают домашнее задание. Одним – связать платок, другим – сшить курак-корпе. Есть и групповые задания, которые должны вместе выполнить свекровь и невестка. Такие занятия скрепляют союз двух женщин, делают их ближе и роднее.
— Несмотря на то, что человечество изобрело линолеум, паркет, ковролин, ковры ручной работы в национальном стиле по-прежнему пользуются большим спросом, — говорит ученица школы бабушек Сандугаш Алданазар. – Мастерицам поступает немало заказов, к примеру, на юбилей, свадьбу. Люди стали ценить ручной труд, ведь каждый ковер неповторим, второго такого не встретишь нигде. Сейчас даже используется такой термин  «hand-made» — сделано вручную. Это не тысячи компьютеров, совершенно одинаковых. Даже ошибки, искривления — это специфика, которая характеризует ковер.
Казан-жаппай – это пресная лепешка, которая печется в казане. Таба-нан – лепешки, выпекаемые в двух сковородках, которые зарываются в горячую золу. Взбивать айран в ступе, получая вкусное сливочное масло, заквашивать кумыс и шубат. В школе бабушек учат и премудростям казахской кухни.
— К сожалению, даже в аулах люди перестали печь вкусный хлеб в золе, многие молодые люди не знают, что такое казанжаппай, — говорит наставница школы бабушек Алтын Нуртаева. – Понимаю, что сейчас проще и быстрее купить готовый хлеб в магазине. Но ничто не сравнится со вкусом свежеиспеченого таба-нана, горячие кусочки которого перемешивают со сливочным маслом! Понятно, что в городских условиях хлеб в золе не испечешь, но казан-жаппай в казане может себе позволить каждая городская хозяйка. Многие любят ароматный шубат, но мало кто знает, как готовится этот целебный напиток. Так вот всему этому можно научиться в нашей школе, добро пожаловать!
Как повязать платок, какие головные уборы носили наши бабушки в разном возрасте, какие обряды необходимо совершать, когда укладываешь ребенка в бесик-колыбельку, когда перерезают малышу путы, как казахи в старину проводили поминки и так далее. Обо всем этом можно узнать у наставниц школы бабушек.
Старшее поколение должно быть примером для молодых людей, должны хорошо знать традиции и обычаи, учить этому подрастающее поколение, считает Улмекен-апа.


19-9-2015 19 сентябрь 2015 г. 0 0