ТЕОРИЯ ПРОВЕРЯЕТСЯ ПРАКТИКОЙ
София АЛДАМЖАРОВА
Двадцать лет назад самыми дефицитными специалистами были газоэлектросварщики, слесари, сантехники, токари... Ситуация и сейчас не изменилась – они по-прежнему остаются востребованными.
Особенно остро дефицит технических специалистов проявился с началом реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Достаточно взглянуть на объявления о вакансиях в местных газетах: предприятиям нужны сметчики, каменщики, стропальщики, программисты, бетонщики, штукатуры-маляры, машинисты-экскаваторщики… В какой-то степени кадровый голод помогает утолить госпрограмма «Дорожная карта занятости-2020», одним из направлений которой являются подготовка и переподготовка кадров. Стали традиционными и ярмарки вакансий, в которых принимают участие сотни работодателей и тысячи соискателей. Найти высококвалифицированного специалиста сложно, признаются многие работодатели. Зачастую люди приходят неподготовленными.
Заполнить пробел между теоретическими знаниями и практическими навыками у выпускников призвана дуальная система обучения, которая начала активно внедряться в учебный процесс колледжей нашей области. Первопроходцем в сфере дуального обучения является индустриально-технический колледж. Здесь основы такого обучения начали внедряться несколько лет назад. Совместно с компанией «Бест-сервис ЛТД» стали готовить квалифицированные кадры в сфере сервиса и услуг. Производственную практику студенты колледжа проходят на базе лучших ресторанов, приобретают необходимые навыки. Лучшие трудоустраиваются сразу по окончании колледжа.
— Благодаря профилизации колледжей были сокращены дублирующие друг друга специальности. То есть, если раньше в нескольких колледжах одновременно готовили специалистов одинакового профиля, к примеру, поваров или электронщиков, то сейчас такого нет, — говорит директор индустриально-технического колледжа Ташен Оразбек. — К примеру, у нас готовят по таким новым специальностям, как мастер холодильно-компрессорного оборудования, по ремонту и обслуживанию бытовой техники и оборудования телекоммуникаций, а в колледже строительства и бизнеса – мебельщиков, мастеров теплотехнического оборудования и системы обеспечения тепла.
Работа по внедрению дуальной системы в индустриально-техническом колледже идет и дальше: обновляется содержание учебно-методических материалов, педагоги, мастера производственного обучения проходят курсы повышения квалификации. К примеру, недавно между колледжем, палатой предпринимателей, областным управлением образования, Ассоциацией предпринимателей в сфере сервиса и услуг был подписан договор о совместном (корпоративном) управлении учебным заведением. Основная идея такого сотрудничества заключается в подготовке кадров, необходимых системе сервиса и услуг, в контроле качества их подготовки. Получается цикл, который включает в себя обучение студентов, производственную практику, повышение квалификации мастеров и педагогов, восстановление системы наставничества, гарантированное трудоустройство выпускников... Причем производственную практику на крупных предприятиях общепита проходят не только студенты, но и мастера и педагоги. Контролировать весь процесс подготовки кадров будут так называемые эдвайзеры, которые должны помочь молодым людям пройти путь от студентов до квалифицированных специалистов. Кроме того, планируется, что со следующего учебного года на первом курсе теоретическим занятиям будет посвящено девяносто процентов учебного времени. Со второго курса на теорию будет отведено 60 процентов времени, на практику — 40. С третьего же курса производственной практике будет отведено уже 60 процентов учебного времени, тогда как на теорию останется не больше сорока. Студенты будут больше времени проводить на практике, обретут необходимые навыки в будущей профессии и, можно сказать, выйдут из стен учебного заведения подготовленными специалистами.
Надо сказать, что индустриально-технический колледж является экспериментальной площадкой по внедрению дуального обучения. Опытные площадки создаются на базе еще семи колледжей региона. Отныне при подготовке специалистов будут ориентироваться на потребности работодателей в тех или иных технических кадрах. Разработана экспериментальная региональная программа совместно с региональной палатой предпринимателей «Внедрение элементов дуальной технологии». Апробация программы будет вестись по семнадцати новым специальностям в восьми колледжах.
— Дополнительным элементом для подготовки квалифицированных кадров может служить передача колледжей в доверительное управление крупным предприятиям. Надо сказать, что у нас работодатели стали активнее включаться в процесс подготовки кадров для своих предприятий. Нашим постоянным партнером, к примеру, является компания «Бест-Сервис ЛТД», – говорит Т.Оразбек.
Отметим, что в деле подготовки кадров, развития профессионального образования региональная палата предпринимателей принимает непосредственное участие. К примеру, недавно при палате был открыт учебный центр, целью которого является подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров, необходимых для компаний и предприятий, занимающихся перевозкой, строительством и ремонтом зданий и автомобильных дорог. Особенность центра заключается в том, что на его базе будет проводиться оценка уровня профессиональной подготовки выпускников, а также будут организованы курсы для преподавателей и мастеров производственного обучения колледжей. Чтобы понять, в каких кадрах нуждается экономика региона, у нас впервые в республике был составлен баланс трудовых ресурсов. Отныне колледжи и вузы будут ориентироваться на него.
Переход к дуальной системе в области начат, но важно все взвесить и потом плавно переходить на новые рельсы. Прежде всего, заняться подготовкой кадров, способных научить дуальному методу специалистов образования, мастеров-наставников. Подумать о создании инструментов по стимулированию работников. В этой связи в текущем году в области впервые более ста инженеров-педагогов повысили знания в лучших учебных центрах Беларуси. К примеру, производственную практику в Минске прошел выпускник индустриально-технического колледжа Меирман Оспанов, который сейчас работает мастером производственного обучения. Стажировку здесь прошли и преподаватели спецдисциплин Жанат Пржанова, Сулушаш Ибраева, Макпал Тогызбаева, Нургуль Кыргабакова и другие.
Престиж технических специальностей растет. Доказательство тому – растут конкурсы в профессиональных колледжах. Стимулом для поступления служит и то, что лицеи получили статус колледжей, причем трудоустройство после окончания обеспечено. Свои плоды приносит просветительско-пропагандистская работа управления образования совместно с региональной палатой. К сожалению, родители продолжают делать за своих детей неправильный выбор, по-прежнему тянут своих чад в юристы, экономисты, управленцы... Поэтому так важна профориентационная работа в школах, семье, пропаганда человека труда с рабочей профессией, нужно на системной основе проводить разъяснение для повышения привлекательности рабочих и инженерно-технических специальностей, молодежь должна знать реальные истории успеха трудовых династий.
И еще. Почему-то школьная система образования нацелена в первую очередь на успешную сдачу ЕНТ. То есть образовательная работа рассматривается через призму набранных баллов. Но ЕНТ работает, прежде всего, в интересах высшего образования, а не профессионально-технического. Вот когда за успешную подготовку в колледжах и профессиональных училищах квалифицированных кадров тоже будут весомые стимулы, тогда и начнется реальный разворот к престижности трудовых, а не управленческих профессий.
— Отмечу, что возможность получить бесплатно профессиональное образование, причем по самым востребованным специальностям, государство предоставит более пяти тысячам кызылординцев. Поэтому всем, кто не набрал проходных баллов в вуз во время ЕНТ, а также учащимся, закончившим девятый класс, стоит подумать о возможности получить профессию, которая будет востребована в рамках реализации индустриально-инновационных проектов, — напоминает директор колледжа.