Наталья ЧЕРНЕЙ
Сталкивались ли вы с такой ситуацией в супермаркетах, когда ценник на товаре один, а цена в чеке другая, обычно больше? На ваши вопросы и возмущения кассиры – кто вежливо, а кто не очень – отвечают, что товар подорожал и они не успели поменять ценники. И вы, вздохнув, платите больше, чем планировали, либо настаиваете на возврате разницы, нарываясь тем самым на гнев людей в задерживаемой очереди. А между тем, такие сюрпризы со стоимостью товара являются нарушением закона.
На днях поход за покупками в супермаркет «Кызылорда», что расположен в микрорайоне «Шугыла», закончился для кызыл-ординки Елены Ж. конфликтом с сотрудниками супермаркета.
– Я выбрала печенье, масло, молоко и другие продукты питания, примерно рассчитав покупку по ценам, указанным в ценниках, –
рассказывает женщина. – Но когда кассир назвала мне сумму к оплате, то она оказалась намного больше, чем у меня было денег. Попросила чек, в котором заметила, что эти товары указаны совершенно по другой цене, выше той, что на ценнике. Я спросила у кассира, отчего такое несоответствие?
Покупательница попыталась защитить свои права и отказалась платить по чеку, требуя сделать расчет по тем ценам, что указаны на ценниках. Но, увы, разницу ей возвращать отказались, да и внятных объяснений от кассира женщина не получила. Та твердила одно: «Товар подорожал». Не решил конфликт и менеджер супермаркета.
Свои права отстоять не удалось. В итоге ей разницу не вернули и не продали товар по той цене, которая была указана на ценнике.
С такой ситуацией, к сожалению, в последнее время сталкиваются покупатели во многих супермаркетах. Ассортимент товара огромный, и понятно, что сотрудники торговых точек не всегда успевают менять ценники – пресловутый человеческий фактор. Если в программе цена меняется одним нажатием клавиш на компьютере, то в торговом зале это занимает время...
Как нам пояснили в городском управлении по защите прав потребителей, это проблема уж точно не покупателей. Как бы там ни было, товар должен быть продан по той цене, которая указана в ценнике или на упаковке. И если человеку не продают товар по указанной на ценнике стоимости, это нарушение прав покупателя в части получения полной, достоверной и своевременной информации о товаре (об этом нам говорит ст. 25 Закона РК «О защите прав потребителей»).
Продавец, согласно этому закону, просто обязан указать стоимость товара и оформить товар ценником. Также по требованию покупателя обязан предоставить всю информацию о товаре: где, когда и кем произведен, его срок годности, что входит в состав, какова его пищевая ценность, каковы противопоказания и т.д.
Более того, продавец обязан обеспечить нам, покупателям, свободный выбор товара, его безопасность и надлежащее качество, обмен или возврат товара, выдать чек. При всем при этом продавец обязан иметь бейдж с указанием Ф.И.О. и кассовый аппарат. А на товаре, который фасуется и упаковывается непосредственно в супермаркетах, согласно закону должна быть указана информация о фасовщике и упаковщике (Ф.И.О., дата и время фасовки и упаковки).
Если покупателю причинен вред и нарушены его права и законные интересы, он имеет полное право обратиться в суд. Потому что нарушение законодательства РК о защите прав потребителей влечет ответственность – предупреждение или штраф.
В общем, не стоит ввязываться в конфликт с персоналом, к сожалению, не всегда компетентным в плане знания казахстанского законодательства о защите прав потребителей. Спокойно и внятно заявите администратору супермаркета о том, что нарушены ваши права. Не помогло? Тогда вы имеете полное право, забрав товар и чек, отправиться к юристу для составления иска.
Но и это не все. В редакцию обратился житель Кызылорды Карим Р.,
который решил купить в этом же супермаркете российскую колбасу. Но на полке с этим товаром не нашел ни одной упаковки, где цена за товар была бы указана в тенге – только в российских рублях. Он взял упаковку сосисок, где на этикетке была указана масса –
540 грамм, цена – 508 рублей. Подошел к кассе, чтобы узнать, сколько же стоят сосиски в тенге? Как оказалось, рубли в этом супермаркете вовсе не рубли, а …тенге. Просто аппарат, по словам продавца, печатает чек… в рублях. Как так? Почему?
Вразумительного ответа на свои вопросы покупатель так и не получил и пришел к нам в редакцию, принес с собой те самые сосиски за рубли (на снимке) и обратился с просьбой разобраться, почему в казахстанских магазинах цены указаны в российских рублях.
Корреспондент «КВ», чтобы пролить свет на эту ситуацию, обратился в областной департамент технического регулирования и метрологии. Но там сказали, что они занимаются только поверкой весов и отвечают за их точность. А в какой валюте аппарат выдает чеки, это не их дело.
Обратилась я и в управление по защите прав потребителей, где перенаправили меня в управление по госдоходам, но там эстафету передали в Палату предпринимателей, потом в Антимонопольное ведомство, в ДВД и наконец в общественное объединение по защите прав потребителей, где информацию приняли к сведению и обещали разобраться…
У нас десятки контролирующих органов, на содержание которых тратятся немалые бюджетные деньги. Они могли бы при желании разобраться в этой ситуации. Ведь любому человеку понятно, что указывать на ценниках стоимость продукта в рублях в Казахстане – нарушение закона. Но только общественное объединение, не финансируемое из государственных источников, взялось защищать потребителей.