И СТУДЕНТ, И ПОДМАСТЕРЬЕ
София АЛДАМЖАРОВА
Студенты Казалинского транспортно-технического колледжа, обучающиеся по специальности «бригадир пути», производственную практику в течение нескольких месяцев проходили на базе Казалинской укрупненной дистанции пути.
— Основной задачей нашего предприятия является содержание пути, земляного полотна, искусственных и других сооружений и устройств путевого хозяйства в рабочем состоянии для обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов, — говорит руководитель дистанции Едиге Кусанов. — Студенты под руководством опытных сотрудников принимали участие в капитальном ремонте стрелочных переводов — устройств, служащих для перевода подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой.
Надо сказать, что транспортно-технический колледж имеет давние партнерские связи с компанией «Казалы камкор вагон». На основе социального партнерства ежегодно студенты имеют возможность проходить практику на базе этой компании.
— Производственная практика — хорошая возможность для студентов колледжа набраться опыта, показать себя и получить «билет» на гарантированное трудоустройство после окончания учебы, — говорит директор транспортно-технического колледжа Болат Ахметов. – Ведь не секрет, что главной проблемой профтехобразования в Казахстане является потеря связи образования с рынком, отсутствует взаимодействие колледжей с работодателями. Последние перестали участвовать в выработке стандартов и программ обучения, в самом процессе обучения и поддержке организаций профессионального образования. С момента основания мы тесно сотрудничаем с Казалинским депо. По сути, колледж — единственное учебное заведение, которое готовит работников для железной дороги. Поэтому вполне закономерно, что наши выпускники без труда находят работу как в нашей области, так и за ее пределами. Наши студенты проходят практику не только в родной области, но и в Уральске, на станции Бурабай Акмолинской области и других местах. Наибольшее число выпускников работает в Кызылординском эксплуатационном локомотивном депо.
Отметим, что помимо специальностей, необходимых железной дороге, в колледже готовят операторов ЭВМ, электромонтеров, токарей, дизайнеров-оформителей, поваров, строителей широкого профиля, которые тоже находят работу по своей специальности. Надо сказать, что почти все выпускники проходят специальное тестирование, своего рода аттестацию по специальности, получили сертификаты, которые являются безотказным пропуском на новую работу.
В колледже начали внедрять элементы дуального образования на базе специальности «слесарь подвижного состава». Половину учебного времени студенты (50 человек) будут проводить на базе «Казалы камкор вагон». Так как дуальная система требует соответствующей подготовки кадров, то преподаватели и мастера производственного обучения прошли обучение и переподготовку.
— До последнего времени в профессиональных колледжах работали на морально и физически устаревшем оборудовании. Предприятия же ежегодно модернизируют свои производства. В результате многие профлицеи и колледжи выпускали специалистов, которых компаниям приходится переобучать. Тем и выгодно дуальное обучение, что выпускники могут получить практические навыки на нужных станках, — говорит Б. Ахметов.
К слову, в «Дорожную карту дуального образования» по Кызылординской области вошли 8 колледжей и 21 предприятие. Заключены договора между Палатой предпринимателей региона и областным управлением образования, предприятиями и колледжами. В рамках договора в настоящее время по дуальной системе по 17 специальностям получают образование 397 студентов. Отныне при подготовке специалистов колледжи будут ориентироваться на потребности работодателей в тех или иных технических кадрах, а также исходя из баланса трудовых ресурсов, разработанного по инициативе акима области, чтобы понять, в каких кадрах нуждается экономика региона. К примеру, нужны кадры в горно-металлургической сфере, дорожники, строители, ветеринары, мелиораторы, токари, монтажники… Поэтому в профессиональных колледжах оптимизировали девять специальностей, которые дублируют друг друга.
— Дуальное обучение устраняет главный недостаток в образовании — разрыв между теорией и практикой, — говорит заместитель директора колледжа по учебно-производственной работе Мухтар Молдабайулы. — Особенно такой вид обучения важен для технических специальностей. По большому счету дуальная система была и раньше, к обучению рабочих кадров прилагали совместные усилия учебные заведения и различные профильные предприятия. Сейчас эта практика постепенно восстанавливается. Сейчас, почувствовав голод в рабочих, работодатели повернулись лицом к учебным заведениям. Другое дело, что пока они не особо готовы вкладывать средства в учебные заведения.
— Дополнительным элементом для подготовки квалифицированных кадров должна служить передача колледжей в доверительное управление крупным предприятиям области, — считает Б. Ахметов. — Да, работодатели стали включаться в процесс подготовки кадров для своих предприятий, но нужно активизировать этот процесс, работодатели должны быть заинтересованы в подготовке кадров для себя и у себя на производстве. Для того, чтобы студенты знали специфику работы предприятия и вышли из стен колледжа подготовленными, квалифицированными специалистами.
Говорить, что работодатели абсолютно пассивны в деле подготовки кадров для своих предприятий, нельзя. Позитивные сдвиги имеются. Так, примером взаимовыгодного сотрудничества может служить компания «Бест-сервис», которая готовит для себя кадры в Кызылординском индустриально-техническом колледже на основе корпоративного управления. Компания совместно с ТОО «Аль-Асад» и «Раим» создали так называемый консорциум в сфере сервисных услуг. Транспортно-технический колледж работает в тесной спайке с вагоноремонтным предприятием «Казалы-Келешек», акционерным обществом «Даулет А», специализирующемся на ремонте тепловозов, Казалинским локомотивным депо и железнодорожной станцией, центром «Локомотив Сервис». В АО «Даулет А», ТОО «Казалы-Келешек» студенты колледжа ежегодно проходят производственную практику непосредственно в цехах. А это огромный, бесценный опыт работы для будущих выпускников, не случайно практически все они сразу по окончании трудоустраиваются. К примеру, хорошо оплачиваемую работу в Кызылординском эксплуатационном локомотивном депо нашел выпускник колледжа Шерхан Серикбаев:
— Все родители хотят, чтобы дети получили высшее образование, — говорит он. — Однако сейчас особенно востребованы технические профессии. Я не жалею о том, что выбрал работу на железной дороге. Хочу отметить высокий уровень преподавания в транспортно-техническом колледже, почти все мои сокурсники устроились на работу, это достойный показатель профессионализма учебного заведения.
Его мнение разделяют коллеги Сабит Танбашев и Нурлыбек Суинтаев, которые также проходили практику в депо и были приняты на работу.
— Отрадно, что молодых людей, желающих осваивать рабочие специальности, становится все больше, — говорит С. Танбашев – Молодежь стала понимать, что престиж рабочих профессий поднимается и есть хороший материальный стимул для работы. Мне моя специальность нравится, она востребована и хорошо оплачивается.