• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ВАХТА

Майя АДЕНОВА
На железной дороге семейные династии не редкость. Но такой многочисленной, как династия Бадраковых, в Кызылорде, пожалуй, не встретишь. Общий трудовой стаж работы на железной дороге у этой семьи — около 600 лет.
Основателем этой  железнодорожной династии, которая зародилась  в начале  ХХ века, стал прадед Бадырак.  
Как-то, прогуливаясь по родному Жалагашу, молодой тогда и бодрый Бадырак вдруг встретил удивительных незнакомцев. Ему навстречу  шли  черные, измазанные смолой  усталые мужчины...  с голубыми глазами. Бадырак был ошарашен – таких глаз он еще не видел.  Как  потом  выяснилось, эти рабочие по приказу царя Николая Второго начали строительство железнодорожных путей. Любопытный по характеру юноша не смог пройти мимо них. Он  каждый день приходил на стройку, наблюдал, как рабочие укладывали шпалы и ловко забивали в  них костыли,  а потом… согласился на бесплатную работу. И не заметил, как сам в нее втянулся.
В 1904 году началось строительство железной дороги Оренбург-Ташкент, её протяжённость составляла 1668 км. Вдоль этой дороги выросли города и промышленные центры:  Актюбинск,  Аральск, Кзыл-Орда, Туркестан  и другие. Строились небольшие ветви местного значения. Бадырак принимал активное участие в строительстве всех этих железнодорожных линий. Однако неожиданная болезнь унесла жизнь  нашего героя. Бадырак  оставил после себя двух сыновей Ауеза и Абильтая, которым успел привить любовь к железной дороге.  И дети не подвели отца – пошли по его стопам, Ауез проработал на железной дороге   23 года, а Абильтай – 47 лет...
Как и в любой многочисленной казахской семье, мужчинам и женщинам приходилось работать днем и ночью,  чтобы прокормить своих детей. Не стала сидеть дома и невестка Бадырака  Насиха, которая устроилась на железнодорожную станцию и проработала там 22 года.
Сейчас уже взрослые дети Ауеза и Абильтая вспоминают, как с раннего детства впитывали в себя неповторимые запахи машинного масла, сгоревшего угля, смолы.
Пошли по стопам деда и  внуки Бадырака: Мырзахан, Бостан, Амангельды, Мурат, Торехан, каждый из которых уже давно сам стал наставником, прививая любовь к стальной магистрали  подрастающему поколению.
Мырзахан Бадраков проработал 38 лет в железнодорожной сфере, ушел на пенсию начальником дистанции пути. Мастер дорог, так его называли коллеги,   Мырзахан не только отдал полжизни дорогам, он оставил после себя десятерых детей, восемь которых пошли по его стопам.  
К примеру,  дочь Мырзахана Майра Бадракова.
– «Железка» затягивает, становится частью жизни: кто втянулся, привык к порядку и дисциплине, уже никогда отсюда не уйдёт. Как и в моем случае. Не заметила, как уже  работаю здесь более двадцати лет, – рассказывает Майра Бадракова. – Сейчас я ведущий инженер охраны  труда УПЧ-Кызылорда (укрупненная кызыл-ординская дистанция пути). Мое  поколение четвертое по счету после нашего основателя династии прадеда Бадырака. Наш отец  Мырзахан Бадраков отдал железной дороге почти 40 лет… У нас большая семья,   папе приходилось работать и работать. Бывало, что его не было дома неделями.   Как сейчас помню, бессонные ночи, мама и мы, дети, жили у магистрали, и можно сказать,  вся жизнь промчалась под стук колес.
Ее племянник Ерлан Бадраков пришел  на железную дорогу пятнадцать лет назад в двадцатилетнем возрасте. По его словам, поначалу было страшновато. Но это ощущение скоро прошло.  Сейчас Ерлан начальник кызылординского  отделения дороги.  
Династия Бадраковых разрослась не только в Кызылорде, многие члены семьи работают и живут в Жалагаше. Мне удалось поговорить с одним из них. Зовут его Бостан Бадраков, так же, как и многие Бадраковы, на заслуженную пенсию он  ушел с «железки», отдав ей 45 лет. На пенсию ушел в должности  начальника жалагашской  станции, награжден медалью к 100 и 110-летию железнодорожников.
– Моё знакомство с железной дорогой произошло в очень раннем возрасте. Мы с братьями  приходили сюда, чтобы покататься.  Помню,  что поначалу меня пугало огнедышащее чудище, обладающее к тому же и страшным голосом. Однако зрелище было не-обычным, и потому завораживало и привлекало. Особенно эффект-но выглядело отправление поез-да, – вспоминает Бостан-ага.
Его сыну   Нурлану Бадракову 30 лет. И он пока  новичок в этой сфере деятельности. Работает на железной дороге всего шесть лет, но уже достиг определенных высот. Сейчас он начальник  отделения дороги-10, дежурный по станции.
Время бежит, но трудовая династия Бадраковых не уменьшается. Вот уже   правнуки и правнучки пользуются авторитетом в железнодорожной среде, выбрав для себя различные специальности. Среди них есть дорожные мастера, электромонтеры, завсклады, учителя АТС, ремонтник дорог, бригадир, инженер-технолог, проводник поезда, работник вагонного депо...
За добросовестный труд многие награждены медалями, почетными знаками и грамотами, ни одно торжественное мероприятие на железной дороге не обходится без слов благодарности в адрес династии Бадраковых.

2-9-2015 02 сентябрь 2015 г. 0 0