• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

«СТРАНА ГЛУХИХ»

«СТРАНА ГЛУХИХ» 
Глава государства Нурсултан Назарбаев в Посланиях народу Казахстана особое внимание уделяет социальной защищенности инвалидов,повышению качества их жизни. Однако, побывав в Кызылординском областном филиале «Республиканского центра коррекции слуха»,понимаешь, что все эти улучшения коснутся наших земляков с ограниченными возможностями еще не скоро.

Со днясоздания, а это более чем тридцать лет,руководит филиалом Кайбалды Ахметов,которыйслабослышащим и инвалидам по слухуоказываетслухопротезную помощь.

Кайбалды-агасразу же извинилсяза зловонный запах в помещении. Действительно,первое, чтоприходит в головуво время визита в центр: а не испытывают ли здесь новое химико-токсическое оружие?

Оказывается, квартира, которую все эти годы арендуетнаш герой под офис своей организации,расположена на первом этажев одной из самых старых многоэтажек города. Из-за неисправности канализационной системы все нечистотыскапливаются в подвале и временамивырываются наружу,затапливаяпомещение.

Визитерам впору убегать сразу, но Кайбалды-ага там работает. И директор, и мастер-слухо-протезист, и медик, и хозяйственник в одном лице, он, несмотря намизерную зарплату, собственными силами стараетсясделать многое. Хотя и малое даетсяс большим трудом.

-Отсутствие помещения – самаябольнаяпроблема, - признается Кайбалды Ахметов, - в таких условиях нельзяхранить слуховые аппараты, которые отсырости приходят в негодность, и их приходится ремонтировать.А инвалиды потом жалуются на их низкоекачество. Особенно трудно приходится в зимний период, когданачинают течь старые трубы отопительной системы.

Для определения точной степени потери слухачеловеком нужны специальные звукоизоляционные комнаты. Увы,их почти нет в стране. В Кызылорде тоже.

По идее вштатедолжныбытьпредусмотреныспециалисты как медицинской, так и социальной сферы: врачи - сурдолог,аудиолог, лор, техник-слухопротезист, инженер.Работы ведь много:обследование, слухопротезирование, подбор, настройка и программирование аппаратов, их сервисное обслуживание, ремонт. Также нужно отслеживать дальнейшее состояние слуха пациента, время его адаптации к аппарату. Истинная картина дела такова, что многих специалистов у нас в республике не готовят, и им приходится стажироваться в городах России. Единственный аудиолог, работающий в филиале на полставки, из-за поломки оборудования принимает в своем кабинете в Диагностическом центре.

Так что не дай бог оглохнуть в Кызылорде. Ко всемвышеназванным врачам сходишь в разные медучреждения, пройдешь комиссию ВТЭК для получения ме-дицинскогозаключения и льготных документов, и потом тебе выдадутслуховые протезы, хотя, в принципе, все этипроформу при нормальных условиях можно проводитьв филиале.

От качества слуховых аппаратов, правильной их настройки зависит насколько человек будет комфортносебя чувствовать.Казахстан не производит своих аппаратов, они поступают к нам из дальнего и ближнего зарубежья.Есть простые – российские изделия, прибалтийские– по 14-16 тысяч тенге,аппараты западныхпроизводителей доходят по цене до 30 тысяч.Выпускаются исверхмощные цифровые аппараты, которые помогают людям воспринимать звуки на все сто процентов, однако для многихслабо-слышащих онипростоне по карману.Впрочем,как и низкие по качеству протезы.

Думаю, в Минздраве это понимают, так какв рамках госзаказа сурдотехническими средствами обеспечиваютсяучастники и инвалиды Великой Отечественной войны,приравненные к ним лица, а также инвалиды всех трех групп, включая детей. В прошлом году таким образом было выделеноболее трехсот аппаратов. На платной основе филиал обслуживает и сотнилиц, не подпадающих под льготное обеспечение.

Увы, число людей с нарушениями слухарастетиз года в год. Тенденция к увеличению таких больных заметна не только в Казахстане, но и во всем мире, гдедесять летназад их насчитывалосьтристамиллионов,сейчас пятьсот.

Имеющим чуткий слух не понять,насколько слабослышащимтрудно общаться сокружающими,чувствоватьвечныйдискомфорт,быть лишенными простых человеческихрадостей. У большинства из них болезнь, котораяявляетсяпоследствиемперенесенных заболеваний или врожденных дефектов слухового органа, приводит к инвалидности. А мы знаем, как часто у инвалидовразрушаются семьи, «хромают» судьбы. Особая проблема - с трудоустройством. Кто-то, потеряв слух,покидает любимую работу, другиеприспосабливаются подиныеспециальности. Никакие социальные службы этой проблемой не занимаются.

-Мы обслуживаем не толькоКызылорду, - продолжает рассказывать о наболевшем Кайбалды-ага, - по-мимо семи районных центров протезируем и жителей города Байконура. Если в областном центре картина с учетом инвалидов и слабо-слышащих удовлетворительная, то в сельской местности ситуацияпросто критическая.Не во всех районах есть лорврачи, на которых мывозлагаем некоторые другие функции,такие какрегистрация больных,организацияих осмотра для прохождения комиссии. Этачастьработыдополнительно не оплачивается,иникто ею добровольно не занимается.Многие сельчане, будь то старик илиподросток, так и ходят со своим недугом, уверенные, что слух со временем восстановится. У большинства из них просто нетденег, чтобы приехать в городк специалисту наобследование.

Наш филиал РГКП «Республиканский центр коррекции слуха»находится в ведомстве Министерства труда и социальной защиты населения РК. Ранее онфинансировалсяиз республиканскогобюджета. Сегодня получает средствапо госзаказу на местном уровне.Головной центр, у которого и так каждая копейка на учете,отвечаетлишь зааренду помещения, мелкий ремонт и коммунальные услуги. И все. Дальше как хочешь, так и выкручивайся.Кроме всех вышеперечисленных проблем, актуальной остается отсутствие транспорта,на котором можно было бы ездить по районам обследовать больных. Но это уже из области фантастики.

Куда только ни обращался Кайбалды Ахметов, чтобы решился хотя бы вопрос с помещением, – и в Министерствотруда, к руководителямнашейобласти,к нефтяным компаниям и предпринимателям – вездестена непонимания и равнодушия.Отговорка у всех одна и та же – филиал относится к республике, а любая помощьна местах -нарушение закона.Извините, какого закона? Закона сострадания к ближнему, милосердия и помощи нуждающимся? Или женаш герой заботится о каком-то чужом дяде?Все его добрые дела, подкрепленные клятвой Гиппократа,главным образом направлены на улучшение жизнии решение проблемнаших жеземляков-инвалидов.Увы, действительность еще раз подтверждает старую истину – один в поле не воин.

Ботагоз АЖАРБАЕВА

20 мая 2008 20 май 2008 г. 0 0