• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗВАНИЕ, ПРИСУЖДЕННОЕ НАРОДОМ

ЗВАНИЕ, ПРИСУЖДЕННОЕ НАРОДОМ 
У Манапа Кокенова много званий, но главное из них - народный акын. В эти дни жители земли Сыра отмечают его 80-летие, посвящая этому событию республиканский айтыс.
Стихи и песни Манапа – акына и жырау, – наполненные самобытным талантом и высокой гражданственностью, – находят понимание в душе не только казаха. Его творчество интернационально, хотя языком легендарного импровизатора пела душа казахского народа.

Тяга к творчеству у Манапа Кокенова пробудилась еще в детском возрасте. Уже первыеего школьные стихи несли в себе печать таланта, поражали учителей легкостью слога, неуемной фантазией и недетскими размышлениями. Пойди тогда Манап по литературной стезе, скорее всего, стал бы он хорошим поэтом или писателем. Но в руках молодого поэта оказалась домбра.

За долгие годы журналистской деятельности я не раз встречалась с ним на различных мероприятиях, слетах чабанов, культурных форумах, не говоря об айтысах, на которых Манап-акын всегда оказывался в центре внимания.

- Это было в 1943 году, -рассказывал как-то Манап-акын, - когдапровели в нашем районе айтыс. И он как бы всколыхнул несколько затихшее в эти суровые годы народное творчество.

Живительной волной по областям и районам республики тогда прошли айтысы местных акынов-импровизаторов. Звуки большого праздника дошли и до отдаленного участка «Талап», что в Жанакорганском районе.

С тех времен Манап не расставался с домброй. Благо, домбра была в каждом доме, в каждой юрте. То, что исполнялось ведущими мастерами национального музыкального жанра, вскоре становилось достоянием всех. Народ по крупицам собирал, впитывал в себя и хранил все самое ценное, что создавали поэты и музыканты. Песни, передаваемые из уст в уста, доходили до самых дальних кочевий.

- Вечерами молодежь собиралась у юрты, возле костра, - вспоминал Манап-акын. - Звенела домбра, передаваемая из рук в руки, звучали песни, юноши и девушки состязались между собой в острословии.

И, как признавался Манап-акын, он был завсегдатаем таких творческих вечеринок. Для акына, делавшего свои первые шаги в этом трудном жанре, такие состязания дали многое, помогли развиться его таланту.

А первое его выступление на районной сцене было в том же43 году, когда в Жанакоргане организовали айтыс акынов, куда съехались мастера народного жанра со всех аулов, были среди них уже именитые акыны. Вот тогда-то на айтысе и попробовал свои силы пятнадцатилетний белобрысый мальчуган, как тогда его прозвали «ак бала». Выступление юного таланта из «Талапа» было оценено по достоинству.

Известный акын-импровизатор Нартай Бекежанов, организатор айтыса, предрек тогда Манапу Кокенову большое артистиче­ское будущее.

Нартай Бекежанов не ошибся. Манап Кокенов прославилсяне только на земле Сыра, но и в республике. Автор многих поэтиче­ских произведений, неоднократный победитель областных и республиканских айтысов, продолжатель лучших музыкальных традиций национальной культуры, он создал свою творческую школу.

В трудовой книжке Манапа Кокенова была лишь одна запись. Она была сделана 65 лет назад, когда Манап-акын стал заведующим красной юртой.

В начале 1970-х в Кызылорде после длительного перерыва организовали первый республикан­ский айтыс акынов. Какой же айтыс без Манапа-акына, который блеснул своим острословием, находчивостью и артистизмом. В перерывах мне удавалось поговорить с ним. Тогда онрассказывал, как семнадцатилетнему пареньку доверили заведовать красной юртой.

- В составе агитбригады было тридцать человек, среди них библиотекарь, агитаторы, даже свой повар, - вспоминал Манап-ага. - А из оборудования – старенькая юрта, граммофон, радиоприемник и киноустановка, на которой вручную прокручивали киноленты. Ездили к чабанам, механизаторам, читали лекции, показывали фильмы, ну и, конечно же, выступали с концертами.

До конца своей жизни Манап-акын остался верен раз и навсегда выбранной работе – сфере культуры.

- Человек по характеру живой, общительный, Манап Кокенов всеми нитями был тесно связан со своими односельчанами, с жителями района, - рассказывает Жаксыгуль Бегманова, которая долгие годы работала в составе агитбригадыпод началом Манапа-акына.

Он всегда был в самой гуще жизни - на полевых станах, юртах. И всегда - самым желанным гостем в каждом коллективе, в каждой сельской семье. С его приходом приходило мудрое слово, добрая песня.

Манап-акын был поистинедушой народа. Он сам как-топризнался:

- Я счастлив, что мое творчество приносит людям радость и вдохновенье.

Счастлив был МанапКокеновне только этим. СчастьеМанапа-ага – это добрая и ласковая Мариям-женгей, с которой прожили они долгую и красивую жизнь. Это его дети – четверых сыновей и четверых дочерей воспитали они. Все они нашли свое место в жизни. А самое главное счастье – это то, что сын Абдикарим продолжил дело отца, с детства увлекся музыкой и домброй, а потом стал участвовать в айтысах акынов. В 1985 году Абдикарим Кокенов состязался на республиканском айтысе с известным акыном Надеждой Лушниковой, чему Манап-акын был очень рад.

И слава Богу, что сейчас на земле Сыра естьдесятки и сотни продолжателей традиций Манапа-акына. А это значит, что его искусство не померкнет, будет развиваться и совершенствоваться, расправляя крылья вдохновенья.

Пайзуллахон АЮПКЫЗЫ.

20 июня 2008 20 июнь 2008 г. 0 0