Құрметті кездесуге қатысушылар! Қадірлі қонақтар! Ханымдар мен мырзалар! Сіздерді қазақ жерінде мәртебелі форумда қабылдағаныма қуаныштымын. Форумға келген Еуропадағы қауіпсіздік және ынтымақтастық ұйымына қатысушы 56 елдің министрлері мен мәртебелі өкілдеріне және халықаралық беделді ұйымдардың басшыларына шынайы ризашылығымды білдіремін. Форумды өткізуге осы жердің таңдап алынуында үлкен мән бар. Бір кездері осы Іле Алатауының әсем баурайы арқылы Ұлы жібек жолы өтетін. Өңір арқылы ағылған керуендер легі ұлан-ғайыр Еуразия кеңістігіндегі түрлі елдерді бір-бірімен өзара байланыстыратын. Сондықтан, бұл жерде Шығыс пен Батыс қауышып, мәдени құндылықтар мен ақпараттар ағыны түйісіп, бабаларымыз идеяларын бөлісіп, тауарларын алмасып жататын. Бүгінде Қазақстан ЕҚЫҰ-ның Ісбасындағы төрағасы ретінде және серіктерінің белсенді қолдауымен құрлықтар мен өркениеттер арасындағы дәнекерлік дәстүрлерін қайта жаңғыртуда. Біздің ұйымымыз құрылған 1975 жылы, сол тұста әлі әлемнің саяси картасында орын алмаған Қазақстан тәрізді мемлекеттің 35 жылдан кейін оны басқаратыны, сірә, ешкімнің қиялында болмаған шығар. Тарих үшін тым қысқа уақыт ішінде дүние жүзі мүлдем өзгеше сипат алды. Геосаяси ахуал жаңарып, халықаралық қатынастардың мәні өзгерді, трансұлттық қауіп-қатерлердің жаңа түрлері пайда болды. Бұл ретте, біздің ұйымымыздың заман талабына сай болуы аса маңызды. Осыған байланысты біз артықшылықтарымызды айқындап, жаңа қауіп-қатерлерге төтеп беретін қарымта жауаптарымызды белгілеуіміз керек. Дамы и господа! Позади первая половина срока казахстанского председательства. Мы стремились демонстрировать сбалансированный стиль работы по всем заявленным приоритетам в рамках трех измерений ОБСЕ, в духе объявленного девиза из четырех «Т» - «траст» (доверие), «традишн» (традиции), «транспаренси» (транспарентность) и «толеранс» (толерантность). Мы последовательно и активно продвигали тезис о том, что понятие европейской безопасности выходит далеко за континентальные рамки. Как следствие, сегодня ОБСЕ уже прочно оперирует понятиями евро атлантической и евразийской безопасности. В рамках «процесса Корфу» нам удалось добиться прогресса в выявлении консенсусных сфер для дальнейшей работы. Все это создает хорошие условия для укрепления доверия и реагирования на общие вызовы. Нами последовательно продвигаются переговорные форматы по урегулированию «затяжных» конфликтов в зоне ответственности ОБСЕ. Активно работает Специальный представитель по «затяжным» конфликтам. Проведена серия встреч с президентами Азербайджана, Армении по проблемам Нагорного Карабаха. Казахстан поддерживает усилия Президента России Д.Медведева по урегулированию азербайджано-армянского конфликта. Сегодня здесь пройдет заседание сопредседателей Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Мы искренне желаем успеха данной встрече. Серьезным тестом на эффективность нашей Организации стал политический кризис в Кыргызстане. В отношении Кыргызстана уже много сказано в прессе и на различных политических саммитах. Хотел бы остановиться лишь на некоторых аспектах развития ситуации. Главными причинами двух государственных переворотов за последние 5 лет стали неразвитость экономики, бедность населения, слабость властной вертикали и неустойчивость демократических институтов в период становления государственности. Согласованные с мировыми лидерами усилия Казахстана предотвратили опасность широкомасштабной гражданской войны в этой стране. Состоявшийся референдум, утвердивший новую Конституцию и Президента Кыргызстана на переходный период, ответил лишь на небольшую часть вопросов относительно будущего этой страны. Хрупкая стабильность может в любое время нарушиться. Тем более, что сейчас в жизни этой страны наступает весьма ответственный момент, который характеризуется обострением политической борьбы в канун выборов в парламент республики. Народ Кыргызстана на этом этапе должен всерьез задуматься о перспективах своей страны. В результате выборов гражданам предстоит сформировать такую власть и все ее ветви, которая не повторит ошибок прошлого, обеспечит проведение необходимых реформ, прежде всего, в экономике и социальной сфере. Председательство Казахстана действовало в рамках своей компетенции, обеспечивая необходимое взаимодействие ОБСЕ с ООН и Европейским Союзом. Это стало первым опытом совместного эффективного урегулирования конфликта на постсоветском пространстве. Специально созданная группа специалистов Правительства Казахстана вместе с кыргызской стороной определила неотлагательные меры поддержки. Стройматериалы для разрушенных домов, топливо для ТЭЦ – эта срочная помощь будет оказана нами в объеме десяти миллионов долларов. Россия и Узбекистан также оказали помощь, но этого недостаточно. Для оказания финансовой и донорской помощи Кыргызстану намечено проведение двух международных конференций в июле и августе текущего года. Ожидаемый значительный дефицит бюджета и острая нехватка средств на восстановление разрушенной инфраструктуры суммарно оценивается приблизительно в 1 миллиард долларов. Сегодня мы обращаемся к вашим странам поддержать и принять участие в работе предстоящих форумов. Дамы и господа! Мы сделали свой непростой выбор и в качестве Действующего председателя ОБСЕ предложили провести Саммит Организации в Астане в конце текущего года. Встреча на высшем уровне не только придаст мощный импульс адаптации ОБСЕ к современным вызовам и угрозам, но и повысит авторитет самой Организации, усилит ее роль в архитектуре европейской и евразийской безопасности. Как вам известно, подавляющее большинство стран-участниц ОБСЕ твердо поддерживает идею проведения встречи в верхах в 2010 году. Сегодня важно определиться по ее содержательному наполнению. Хотелось бы представить вам мое видение – почему имеется необходимость созыва нового Саммита ОБСЕ. Первое. Еще совсем недавно сложившийся мировой порядок казался стабильным и прочным. Но современные угрозы и вызовы – войны и конфликты, природные, техногенные и экономические катаклизмы, сотрясающие мир, обнажили и обострили имеющиеся уязвимые места в существующих системах безопасности и в интегрированной мировой экономике. Но в еще большей мере они показывают, что решать глобальные проблемы только в рамках сложившихся объединений и старых подходов уже недостаточно. Это показали даже те одиннадцать лет, что прошли после Саммита ОБСЕ в Стамбуле. Кризис системы международных отношений вполне очевиден. Из него, как из любой кризисной ситуации, имеются два выхода: восстановление слегка видоизмененной формы прежнего порядка или осмысленное формирование нового. На первом направлении предпринимаются не всегда конструктивные, но в целом достаточно активные усилия государств. На втором направлении не заметно никакого движения. Мы должны максимально использовать предстоящий Саммит для того, чтобы открыть путь к достижению той цели, которую мы представляем себе для Евроатлантического, Евразийского и мирового сообщества на основе общих принципов и ценностей. Существует вторая причина, по которой мы должны обсуждать будущее пространства от Ванкувера до Владивостока, а по сути огромного Евроазиатского субконтинента. Она заключается в том, что далеко не конструктивные идеи могут выйти на первый план. А их сейчас витает множество – это, например, национализм и религиозный экстремизм, сопровождаемые терроризмом, наркоторговлей, транснациональной преступностью и другими бедами современности. Пущенная на самотек ситуация в любом регионе непременно отразится и в странах американского, европейского континентов, во всем глобально зависимом мире. Большое значение имеет планируемая сегодня неформальная встреча глав и высоких представителей восьми крупнейших международных организаций, включая Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Необходимо признать, уже невозможно вырабатывать одну политику для Европы и совсем другую – для Азии. В долгосрочном плане стабильность на этом пространстве можно будет укрепить путем создания трансъевроазиатской системы безопасности. Отрадно, что прошедший в рамках третьего Саммита СВМДА в Стамбуле первый институциональный форум СВМДА и ОБСЕ заложил основу для построения такого трансконтинентального пояса безопасности в будущем. Второе. В результате мирового финансово-экономического кризиса в глобальном мироустройстве происходят тектонические сдвиги, и этот процесс еще далеко не завершен. Первая волна глобального кризиса сдвинула все основания мира, которые до этого казались стабильными и незыблемыми. Сегодня мы уже говорим о второй его волне. Существуют различные сцена-рии будущего, в чем-то совпадающие, в чем-то принципиально отличающиеся. Но общей, целостной картины посткризисного мира сегодня еще нет. Положение усугубляют общие вызовы, такие как проблемы экологии, климата, неравенства и продовольственной безопасности и так далее. Иными словами, в глобальной повестке посткризисного развития – новая модель финансово-экономического мироустройства. Нужно создать такую глобальную систему регулирования и надзора за финансовыми рынками, которая обеспечит недопустимость дефектного искажения мировой валюты, спекулятивных перетоков «воздушных» ресурсов и кредитования потребления развитых стран развивающимися. Для создания более стабильной макроэкономики потребуется введение единой наднациональной валюты. Непосредственно в рамках нашей Организации кризисная и антикризисная проблематика была впервые обсуждена на недавнем Астанинском экономическом форуме. Полагаю, что ОБСЕ должна уделять большее внимание развитию экономико-экологического измерения. Боннская декларация и Маастрихтская стратегия ОБСЕ требуют адаптации к изменившимся условиям и создания «Маастрихт плюс». Я убежденный сторонник глубоких и последовательных интеграционных процессов на Евроазиатском субконтиненте и считаю, что необходимо разработать единый документ, отражающий основные принципы и направления Евразийской интеграции. Этот документ должен учитывать посткризисные реалии и тенденции развития мира на средне- и долгосрочную перспективу. Интеграция Европы и Азии будет иметь положительное влияние на экономическое развитие и социальное благополучие не только Евроазиатского субконтинента, но и всего посткризисного мира. Третье. У всех без исключения стран накопилось немало проблем в сфере этнической и религиозной толерантности. Сегодня в зоне ответственности ОБСЕ назрела острая необходимость в культурном, цивилизационном и межрелигиозном диалоге. Казахстан, как многонациональное и поликонфессиональное государство, приверженное идеям межкультурного и межцивилизационного диалога, выступает за активное использование потенциала ОБСЕ для эффективного преодоления национализма, религиозной нетерпимости, расизма, ксенофобии и антисемитизма. Тематика толерантности в широком контексте будет в центре внимания Казахстана не только в рамках ОБСЕ, но и в ходе нашего председательства в Организации Исламская конференция в 2011 году. Успешные итоги прошедшей в конце прошлого месяца в Астане Конференции ОБСЕ высокого уровня по толерантности и недискриминации подтверждают важность обмена опытом в области межнационального и межконфессионального согласия. Полагаю, что мы вместе должны проанализировать серьезные сдвиги в политике толерантности за последние десятилетия и выйти на общий документ с условным названием «ОБСЕ: к толерантности в новом десятилетии». Таким образом, наполнение «второй» и «третьей» корзин, а именно вопросы наднациональных антикризисных инноваций, евроазиатской экономической интеграции и тематика толерантности могли бы войти в повестку дня предстоящего Саммита ОБСЕ. Четвертое - проблемы Афганистана. Нет никакого сомнения, что нужна новая стратегия ОБСЕ в отношении Афганистана. Необходимо повышать международные усилия по реабилитации этой страны. Важное значение имеет одобренная на международной конференции в Лондоне инициатива, предусматривающая поэтапную передачу ответственности за обеспечение безопасности в Афганистане местным властям. Заслуживает поддержки и курс Кабула на прекращение в стране кровопролития путем реинтеграции в мирную жизнь представителей всего спектра политических сил, включая Талибан. Как бы к этому ни относиться, но они являются коренными афганцами, составляют интегральную часть населения. И им, в том числе, жить дальше в своей стране и строить уже мирную жизнь. Особой потребностью Афганистана является создание штата квалифицированных кадров для различных отраслей экономики этой страны. Поэтому в Казахстане начата реализация образовательной программы по обучению афганских граждан в вузах нашей страны стоимостью в 50 миллионов долларов. В соответствии с ней с 2010 по 2018 годы в Казахстане будет обучено тысяча афганских студентов. Мы убеждены, что, предоставив афганской молодежи возможность получить качественное образование, мы внесем важный вклад не только в процесс реабилитации этой страны, но и в сокращение распространения идеологии экстремизма и терроризма. Одной из главных забот международного сообщества остается борьба с производством и трафиком наркотиков из Афганистана. И здесь весьма эффективным методом, кроме уже применяемых, может быть разработка и реализация специализированных программ для сельского хозяйства страны, которые бы стимулировали вытеснение посевов опиумного мака. Выработка практических рекомендаций и плана совместных действий требует широкого осмысления проблем Афганистана. Поэтому тематика Афганистана в контексте транснациональных угроз также заслуживает своего обсуждения на предстоящем Саммите. Уважаемые участники и гости! Наша встреча проходит в канун основополагающей исторической даты в летописи ОБСЕ. 1 августа исполнится ровно 35 лет со дня подписания Хельсинкского заключительного акта – одного из наиболее значимых международно-правовых документов XX века, способствовавшего окончанию «холодной войны» и демократизации международных отношений. Проведение Саммита глав государств ОБСЕ в 2010 году дает уникальный шанс продемонстрировать нашим народам и мировому сообществу эволюцию Организации «от Хельсинки до Астаны». Мы не можем изменить прошлое. Но мы обязаны извлечь из него уроки и определить наше общее видение будущего. ОБСЕ должна доказать, что она была эффективна не только во времена "холодной войны", но и сегодня остается активно развивающейся структурой, тесно вплетенной в живую ткань современной глобальной политики и экономики. Проведение данного саммита стало бы данью уважения нашему народу, который первым закрыл ядерный полигон и полностью отказался от ядерного оружия. Кроме того, это стало бы объединяющим фактором европейской и азиатской частей ОБСЕ. Желаю вам успешной работы и благодарю за внимание.
«Ак-Булак», Алматинская область, 17 июля 2010 г.