• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

БУДЕМ УЧИТЬСЯ ПОКУПАТЬ

«Товар возврату и обмену не подлежит». Эту надпись очень часто можно встретить в различных торговых заведениях. И если кто еще не знает, то это теперь противозаконно. Более того, у потребителя есть право возвратить или обменять товар, даже если он не бракованный. В мае этого года Президентом страны был подписан Закон «О защите прав потребителей», который вступил в силу в августе. До этого времени, как известно, сфера защиты прав потребителей регулировалась законом еще Казахской ССР, принятым в 1991 году. За это время экономика нашей страны сильно изменилась. Выросла покупательная способность людей, их запросы стали куда обширнее прежних. Люди стали покупать больше и чаще. Изменилось все поле отношений «предприниматель-потребитель», кроме самого закона, регулирующего эти отношения. И вот, по прошествии почти двух десятилетий, в Казахстане появился закон о защите прав потребителей, соответствующий статусу суверенного государства. Чем же новый закон отличается от старого? На эту тему корреспондент «КВ» беседует с президентом областного общества защиты прав потребителей Сериком Тенизбаевым. - Если сравнить оба закона, то различия сразу бросаются в глаза. Первое – законодательно больше не подчеркивается приоритет интересов потребителя перед интересами продавца и производителя, - говорит он. - В списке используемых понятий в старом законе понятие «потребитель» стояло первым пунктом. В новом законе оно находится на предпоследнем 15 месте. Из нового закона начисто исчезло понятие «дефицит», 19 лет назад выраженное словами «отсутствие возможности свободного приобретения указанных товаров и услуг». Сильный советский акцент плановой экономики в новом законе отсутствует, вместе с ним ушло подробное описание порядка гарантийного обслуживания и временной замены товара. Также нет статьи, пошагово определяющей ответственность органов и лиц, допустивших распространение товара, опасного для жизни и здоровья. Реклама, как относительно новое явление в начале 90-х, также была подведена под определенную статью закона, который защищал жертвы недобросовестной рекламы. В новом законе о недобросовестной рекламе нет ни слова. Зато указана обязанность предпринимателя – продавать именно тот товар, какой был в описании. - Наиболее часто применяемой была и остается статья, подтверждающая право возврата и обмена товара. Здесь есть какие-либо изменения? - В новом законе оговорено право вернуть товар в неизмененном виде, с чеком, даже если товар без брака – просто по желанию покупателя. Важный момент – потребитель может просто вернуть этот товар в течение 14 дней, а не обменивать. То есть не только недоброкачественный, но и хорошего качества в случае, если товар не устраивает. К примеру, если новая мебель не «вписывается» в интерьер. Порядок погашения разницы в стоимости при обмене сохранен. Например, статья 8 «О праве на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг)». Потребитель теперь имеет право на свободное заключение договоров на приобретение и выполнение товаров и услуг, и не допускается принуждение потребителя на заключение таких договоров. То есть если вы хотите купить именно 458 граммов конфет на 236 тенге, то попытка продавца насыпать вам товара на 240 тенге является нарушением закона. - Какие товары не подлежат возврату и обмену? - Это нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные, растения и лекарства. - Общественные объединения раньше поддерживались прежним законом. А теперь? - Да, действительно, раньше закон указывал на государственное содействие в их создании и гарантировал не менее 30 процентов дохода от штрафов по решению суда, но в новом законе наши общества отпущены, как говорится, на вольные хлеба. Зато хорошо то, что этот закон будет стимулировать потребителя требовать чек, чего мы добивались много лет. Ведь чек – это увеличение легального товарооборота, увеличение розничных показателей, поступлений в бюджет в виде налогов, это выход из тени тех предпринимателей, которые раньше работали без кассового аппарата. У нас очень часто можно увидеть, особенно в мелких магазинах, как продают товар и не выдают чек, потому что его никто и не требует. А, например, в Америке на кассовых чеках размещено очень много полезной для потребителя информации: не только цена и характеристика товара, но и время распродаж, телефоны для связи. Целый рулон информации, экономящей время. То есть сами продавцы максимально используют выдачу чека для своих нужд. - Что нового было добавлено в закон? - Новизной является то, что потребитель вправе предъявить претензии в случае недостатков в товаре (работе, услуге), полученных потребителем в качестве выигрыша, то есть на безвозмездной основе. Словом, права потребителей в новом законе значительно расширены. Но вот не вдохновляет отсутствие штрафов для продавцов, которые отказываются в добровольном порядке урегулировать спор с потребителем, и то, что урезали полномочия обществ защиты. В частности, не прописано право обществ на проведение независимой экспертизы товаров, работ и услуг. В старой редакции Закона «О защите прав потребителей» это было отражено. Зато закон предусматривает «право потребителей на доступ к информации в сфере защиты прав потребителей посредством включения вопросов по основам потребительских знаний в образовательные программы». Иными словами, не исключено, что в школах и вузах в скором будущем появится новый предмет, ориентированный на изучение прав и обязанностей граждан как потребителей. - Спасибо за беседу.
Наталья ЧЕРНЕЙ.
20 ноября 2010 20 ноябрь 2010 г. 207 0