• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

МАЛЕНЬКИЙ ЗАВОД ДЛЯ БОЛЬШИХ АВТОМОБИЛЕЙ

Игорь ТИТЕНОК
Несмотря на то, что за последние годы на дорогах Казахстана появилось немало большегрузных автомобилей из Китая, Японии, Германии, Швеции, Чехии, самым массовым автомобилем этого класса у нас остается КамАЗ.
Скорее всего, по этой причине станции технического обслуживания и автоцентры большегрузных автомобилей, включая  спецтехнику и автобусы, по всему Казахстану называются  СТО «КамАЗ». Они есть во всех областях. Самые крупные и лучше всего технически оснащенные — техцентры в Алматы, Астане, Актобе, Караганде. Очень скоро, буквально через несколько недель, в числе пяти самых современных в стране, имеющих набор станков и оборудования для любых видов ремонта большегрузных автомобилей, будет автоцентр КамАЗ в Кызылорде.
Он находится на въезде в областной центр, недалеко от международной трассы «Западный Китай – Западная Европа». От Шымкента до Актобе, то есть на плече в полторы тысячи километров, это будет самое современное предприятие такого типа.
Новый автоцентр КамАЗ-Кызылорда находится рядом со строящимися главными воротами Кызылорды южного направления. К предприятию ведет асфальтированная дорога с  фонарями уличного освещения. Сейчас центр огорожен металлическим забором, но уже весной и снаружи, и внутри появятся зеленые заборы и рядом с фонарями подводящей дороги тоже будут деревья и кустарники. Кто хоть немного знает Аскарбека Далханова, а это он создал этот центр, не сомневается, что со временем эта небольшая индустриальная зона станет парковой.
Когда руководитель ТОО «Сырдарья Авто» – успешного предприятия по продаже автотехники Аскарбек Далханов задумал построить этот центр, он понял, что, начав создавать производственный цех, он на одном не остановится, и потому сразу приобрел оборудование для бескаркасного арочного строительства. В Челябинске закупил прокатный стан «Сфера». На этом стане можно изготовлять арочные здания высотой до 12 метров, шириной до 24 метров и длиной хоть километр. Срок эксплуатации таких зданий – более 25 лет.
Пока на площадке автоцентра возведен один цех длиной 50 метров, шириной 18 и высотой 9 метров. Цех получился теплым, поскольку между двумя металлическими корпусами уложен слой минваты. Это позволяет создать комфортные условия внутри при температуре снаружи от минус 50 до плюс 50 градусов. Интересно устроено отопление этого цеха. Чтобы все тепло не скапливалось под потолком здания, радиаторы здесь направленного действия, они гонят тепло в пол, и тем самым у станков и даже в смотровой яме всегда тепло.
Котельная в качестве топлива использует отработанное моторное масло. Сейчас этот продукт покупается на СТО, где заменяют масло, ну а завтра, когда  начнется техобслуживание в этом цехе, – своего топлива, практически бесплатного, будет в избытке. Тут надо добавить, что применяемая здесь технология сжигания отработанного моторного масла позволяет соблюдать установленные нормы по выбросам в атмосферу.
Небольшая часть цеха отдана под офисные помещения, душевые, туалет, комнату отдыха для персонала и ожидающих клиентов. В центре цеха установлен консольный кран грузоподъемностью пять тонн, а вдоль стен на специальной бетонной платформе – станки и оборудование. Всего здесь одиннадцать станков. Девять уже  установлены, два на днях прибыли из Италии. Всего из этой страны получено четыре станка, еще три изготовлены в Швейцарии и четыре – в России. Итальянская фирма AZ spa по производству высокоточного оборудования для ремонта и восстановления двигателей – бренд,  известный во всем мире.  Если квалифицированно использовать станки этой фирмы, то автодвигатели после ремонта на них имеют заводские
характеристики.
К примеру, станок для растачивания и фрезерования цилиндров обладает очень высокой точностью исполнения операций. На многих ремонтных предприятиях применением этого станка ремонт цилиндров и  заканчивается. А в этом автоцентре есть еще станок  для хонингования  цилиндров. Это незнакомое слово означает финишную операцию в ремонте цилиндров. Хонинговальная головка двигается  в двух плоскостях одновременно и делает поверхность цилиндра гладкой, а главное, после такой обработки эта поверхность имеет специальный микрорельф, что повышает её износостойкость и улучшает эксплуатационные качества всего двигателя.
Швейцарские станки всегда отличала их универсальность, именно за это качество они и попали в этот цех. Их технические характеристики позволяют выполнять операции по ремонту и восстановлению двигателей, других узлов автомобилей, а также делать любые другие заказы по обработке металлов.
В комплексе все оборудование, установленное в этом цехе, позволит проводить в смену техническое обслуживание и ремонт десяти и более большегрузных автомобилей.
У этого цеха есть продолжение, а точнее, начало, которое пока еще не построено. Сейчас Аскарбек Далханов подбирает проект для строительства придорожного комплекса категории «А» на трассе  «Западный Китай – Западная Европа». Концепцию комплекса он защитил на градостроительном совете при акиме области. Ему был выделен участок под строительство. Он находится недалеко от той точки, где в недалеком будущем городская улица имени Гани Муратбаева через строя-щийся мост на Сырдарье и левобережную часть Кызылорды соединится с международным автобаном.
МАЛЕНЬКИЙ ЗАВОД ДЛЯ БОЛЬШИХ АВТОМОБИЛЕЙ– Мне бы хотелось выполнить здесь оригинальный проект, – говорит Аскарбек Далханов, – в нем, по моему представлению, должно быть что-то среднеевропейское, в стиле, например, Чехии или Австрии и китайское. Соединительной архитектурной тканью  такого проекта должны быть наши национальные мотивы. В ближайшее время хочу побывать в названных странах и что-то посмотреть там для своего проекта.
Неожиданную идею для моего бизнеса подсказала сама площадка будущего комплекса при дороге. Дело в том, что дорожно-строительная компания, работавшая на этом участке дороги из Китая в Европу, устроила здесь внушительных размеров карьер. Он граничит с моим участком. Первой  мыслью было часть этой ямы засыпать, чтобы устроить подъездную дорогу на время строительства, а теперь думаю сделать здесь пруд. Но это будет, скорее всего, после того, как заработает придорожный комплекс. В его составе помимо мотеля, кафе, автозаправочной станции, пункта технического обслуживания легковых автомобилей планирую поставить цех для диагностики, техобслуживания и легкого ремонта большегрузных автомобилей и больших автобусов. Цех  построим с помощью нашего прокатного стана «Сфера». Думаю, что диагностический цех большегрузов на трассе будет «подгонять» работу для автоцентра КамАЗ-Кызылорда.
На самой площадке автоцентра в планах  у Далханова изготовить и смонтировать еще два цеха-ангара. Занимаясь давно и успешно поставкой российских автомобилей в регион, он достаточно хорошо знает, какие машины пользуются спросом. Например, все больше предпринимателей, занимающихся торговлей, покупают небольшие автомобили с кунгом-холодильником. Такие машины делают и на базе машин Горьковского автозавода. Подсчеты показали, что выгоднее камеры-кунги изготовлять в Кызылорде и устанавливать их на шасси «Газелей». Это уже авто-сборочный бизнес, и он может иметь многовекторное продолжение.
– Индустриализацию страны в сознании большинства казахстанцев определяют грандиозные проекты, –говорит Аскарбек Далханов, – конечно, большие заводы впечатляют, но во всем мире индустриализацию того или иного государства определяют тысячи небольших и средних предприятий. У нас в Казахстане для таких производств существует много ниш, которые пока заняты иностранными производителями. Трезвые расчеты показывают, что многое мы могли бы делать сами и с выгодой для себя. Чем больше будет небольших предприятий, занятых в индустриальном секторе, тем больше они будут способствовать производству необходимых для них комплектующих. Уверен, что рано или поздно мы достигнем критической точки роста промышленных производств в регионе и в стране в целом, тогда этот процесс станет необратимым и начнет развиваться стремительно.
Пользуясь случаем, не мог не спросить своего собеседника о том, как нынешняя ситуация с рублем сказывается на его бизнесе.
– В нашем автосалоне «Даму» продаются автомобили российского и китайского производства, тракторы из Беларусии. По всем трем направлениям у нас давние прочные связи, и нынешняя ситуация их не изменила. В силу определенных обстоятельств в Казахстане начал тормозить рынок автомобилей из дальнего зарубежья – Европы и Японии, а  российское и китайское направления стабильны. Мы как и в прошлом, и в начале нынешнего года продаем в месяц семьдесят-восемьдесят автомобилей, тракторов из России, Беларуси, Китая.
Впрочем, только этой географией мы себя не ограничиваем. Например, нашему городу потребовалась очистительная техника нового поколения. Мы нашли такую технику в Германии и Швейцарии и поставили ее в Кызылорду. У нас десятилетиями уборка города заключалась только в перемещении пыли с одного места на другое. В последние годы мы наконец-то научились пылесосить город, и это дает конкретные результаты. Войдя во вкус, городская власть решила пополнить парк уличных пылесосов лучшими в мире машинами этого класса. Часть техники, которую мы приобрели и привезли в Кызылорду, уже передана коммунальному предприятию, по оставшимся уникальным швейцарским уличным пылесосам решаются вопросы финансирования этого проекта. Сделка эта в силу вновь открывшихся обстоятельств оказалась не простой, но власти города понимают нашу ситуацию и находят пути ее решения.
Несмотря на то, что у многих кызылординцев складывается скептическое отношение к продукции российского автопрома, как, впрочем,   и китайского, Аскарбек Далханов продолжает развивать это направление.
МАЛЕНЬКИЙ ЗАВОД ДЛЯ БОЛЬШИХ АВТОМОБИЛЕЙ– Недавно в Тольятти обнаружил еще одно автомобильное производство, помимо всем известного АвтоВАЗа. Это небольшое предприятие «Суперавто», которое выпускает тюнингованные модели на базе серийных автомобилей ВАЗ. Они отличаются от базовых более мощными двигателями, другими наворотами. При этом цена не особо отличается от тех машин, что делают на автогиганте.  Думаю, эту машины будут иметь спрос у кызылординцев.
Потихоньку пробивают брешь недоверия у наших покупателей и китайские легковые машины. Раньше у них был существенный плюс – низкая цена, но она, как бы сказать, оправдывала качество этих машин. Теперь эти автомобили  список своих недостатков резко сократили, а цена по-прежнему очень привлекательна.
ТОО «Сырдарья Авто» для удобства своих клиентов  буквально в двух шагах от автосалона «Даму» в будущем году откроет автомагазин запасных частей для машин, которые продаются в салоне.
Поинтересовался у своего собеседника, не слишком ли много проектов он взялся реализовывать практически одновременно? Ответ услышал парадоксальный:
– Да, решать земельные вопросы, организовывать поставки крупных партий техники, строить автоцентр, проектировать автокомплекс, открывать магазин и думать, какую рыбу запустить в пруд, который пока еще в мечтах, –это сложно, иногда возникает желание самого себя секвестировать. Но это предпринимательский азарт, и он уже, наверное, не пройдет. Скажу честно, что если бы средства позволяли, начал бы еще три-четыре производственных проекта. Идей у меня миллиардов на двадцать, а собственных инвестиций во много раз меньше.
Сказано это было как бы шутку, но в ней, как известно, истины часто бывает больше, чем в серьезных фразах. Так что, скорее всего, все задуманное Аскарбеком Далхановым рано или чуть попозже будет превращено в реальность.
20-12-2014 20 декабрь 2014 г. 0 0