Казыбек КАМАЛУЛЫ
Среди тех, кто начинал свое дело с нуля и сумел прочно встать на ноги, можно назвать жителя аула Шижага Аральского района Шолманбая Раимбаева. Стартовым капиталом должны были стать деньги, вырученные от продажи единственного старого верблюда. Однако некий ушлый малый, который вызвался быть посредником в торгах, принес Шолманбаю лишь половину суммы от стоимости животного.
Родился и вырос Ш. Раимбаев в этом ауле. Он был четвертым из семи детей в семье. Рано ушла из жизни мать, и потому старшим в семье приходилось помогать отцу, простому крестьянину, поднимать младших. Шолманбай вспоминает, как соседка, помогавшая доить единственную корову, забирала себе половину молока. И тогда дети решили: будем доить сами.
С тех пор прошло много лет, Шолманбай со своей семьей остался в родительском доме вместе с престарелым отцом, а все братья и сестры сейчас живут в Актобе. Привыкший трудиться с детства, он никогда не сидел сложа руки – все время что-то делал по хозяйству, этому сегодня учит своих детей.
Денег, вырученных от продажи того старого верблюда, было слишком мало, чтобы купить корову. Пришлось поднапрячься, добавили еще денег и купили двух молодых буренок. Купили здесь же в ауле у двух женщин, которым срочно нужны были деньги на оплату обучения детей. Отец сказал: «Покупай у них, это бого¬угодное дело».
По большому счету все началось с этих двух коров. Вначале каждый день возили на базар молоко и айран, а на вырученные деньги там же покупали продукты. Молодые супруги работали честно, никогда не позволяли себе разбавлять молоко, и поэтому их товар стал цениться клиентами, которых становилось все больше. Очень скоро появилась возможность купить третью корову, со временем их стало пять – дело пошло.
Как-то аким аульного округа Калыбай Жумашов подсказал Шолманбаю, что в рамках программы «Сыбага» можно получить кредит для дальнейшего развития хозяйства. Молодой человек все чаще подумывал о том, чтобы не просто увеличивать поголовье буренок, но и улучшать их породу. Деньги, полученные в кредит, оказались как нельзя кстати – в крестьянском хозяйстве «Несибе» купил быка казахской белоголовой породы. И вот уже несколько лет получает приплод. Большим подспорьем оказались государственные субсидии, которые дают возможность для расширения хозяйства.
По словам акима аульного округа, среди местных крестьянских хозяйств немало таких, которые получают помощь от государства. К примеру, в рамках программы «Алтын асык» крестьянские хозяйства «Ернат» и «Ахметов Базарбай» получили миллион двести тысяч тенге и около 2,5 миллиона тенге соответственно. Эти деньги направили на увеличение поголовья овец, закупили племенных баранов-производителей.
Сегодня одна из наиболее сложных проблем, с которой каждый год сталкиваются животноводы Аральского района, это заготовка сена. Как говорит Ш. Раимбаев, сейчас нет централизованного обеспечения, как раньше. Сено заготавливает тот, у кого есть своя техника.
— Нам же приходится покупать его за немалые деньги, — говорит он. — Да и сено не всегда бывает высокого качества, однако делать нечего — выбора у нас нет.
Корма же животноводам района доставляют из Костаная. Фермер надеется, что государство со временем будет оказывать помощь животноводам и в приобретении кормов.
Сегодня количество крупного рогатого скота у Ш. Раимбаева достигло пяти десятков голов. В летнее время яловое стадо, а это почти тридцать коров, выгоняют на пастбище, дома остаются два десятка буренок с телятами, которые нуждаются в ежедневной дойке. К слову, вместе с супругой доит коров и сам хозяин. И все еще приходится каждый день возить на рынок свою продукцию, хотя Шолманбаю с супругой уже за сорок лет, а дети еще не достигли такого возраста, когда им можно доверить такое дело. К тому же на руках престарелый отец, так что большую часть работы приходится делать самому. Однако раз начал дело, нужно доводить его до конца – останавливаться на полпути не в его правилах.
Самым выгодным вариантом было бы держать большинство стада на пастбище. Однако для этого нужен пастух. Но вот парадокс — сегодня на эту работу согласится не каждый житель аула. И даже близкий родственник не согласен пасти коров за две тысячи тенге в день.
— Не хочу говорить плохо обо всей молодежи, но есть у нас в ауле молодые люди, которые не хотят работать, — с горечью говорит
Ш. Раимбаев. – Им достаточно того, что получают пособие, а родители — пенсию.
Опыт Ш. Раимбаева стал примером для многих аулчан, которые все больше изъявляют желания заняться животноводством. Дело в том, что скот многих крестьянских хозяйств находится в степи, и его обычно мало кто видит. А вот Шолманбай живет и работает в ауле, и все его хозяйство на виду односельчан. В последнее время люди стали приводить к нему своих коров, чтобы получить потомство от племенного быка.
К слову, в рамках программы «Сыбага» ряд крестьянских хозяйств аула получил помощь от государства и приобрел 14 племенных быков казахской белоголовой породы. И такая работа продолжается – несколько хозяйств подали заявки на получение помощи для ведения племенной работы.
Повседневный труд Шолманбая Раимбаева дает свои плоды. Сегодня, кроме коров, у него около сорока овец. Он продолжает возить на рынок молоко, сметану, творог и другие молочные продукты. Года два назад купил двух верблюдиц, потом еще двух. Шубат, который он привозит на базар, пользуется особым спросом.
Недавно кто-то из знакомых посоветовал Шолманбаю открыть мини-завод по переработке молока. Государство сейчас готово поддержать такие проекты. Идея очень интересная, признается крестьянин, хотя есть и боязнь. И поэтому молодой фермер пока думает, взвешивает все «за» и «против».