Игорь ТИТЕНОК
В названии Кызылординского малотоннажного нефтеперерабатывающего завода «малотоннажность» весьма условная, поскольку речь идет о переработке ста тысяч (!) тонн нефти в год. Однако спорить не приходится – что такое в этой отрасли «мало» и что такое «много», прописано в Законе РК «О госрегулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Там производитель нефтепродуктов малой мощности тот, у кого проектные мощности предусматривают переработку менее восьмиста тысяч тонн. Хотя нашему заводу нефтепереработки и присвоили литеру «М» (малый), но это ни в коей мере не характеризует его как налогоплательщика. В этом деле его «малотоннажным» не назовешь – за последние пять лет КМНПЗ перечислил в местный и республиканский бюджеты один миллиард сто миллионов тенге.
Это предприятие, конечно, напрямую связано с нефтедобычей в нашем регионе, но оно уже не сырьевое, потому что создает внушительную добавленную стоимость нашим природным ресурсам. Малотоннажному нефтеперерабатывающему заводу существовать в Казахстане непросто. Если наши главные НПЗ в Павлодаре, Шымкенте и Атырау постоянно находятся в поле зрения министерства и Правительства и потому никогда не остаются без сырья, то малотоннажные, бывает, подолгу простаивают, работают не на полную мощность, потому что для них нефти не хватает. В том же законе говорится, что уполномоченный госорган утверждает инвестиционные программы производителей нефтепродуктов, графики поставок сырой нефти для недропользователей, планы переработки нефти и так далее. При этом оговаривается, что все это «за исключением производителей нефтепродуктов малой мощности». Этой категории нефтепромышленников рассчитывать приходится только на себя и поддержку региональных властей. Казалось бы, в таком нефтяном крае, как наш, эта самая поддержка дело само собой разу¬меющееся. Чем больше загружен местный НПЗ, тем больше налогов в местный бюджет плюс рабочие места (сейчас на КМНПЗ трудится более ста человек). По идее так, но вот предприятие существует уже пятнадцать лет, с 2008 года выпускает нефтепродукты, а сюда не то что областные акимы, даже акимы Кызылорды не заглядывали до 2013 года.
— Нам сообщили, что руководитель области Крымбек Кушербаев зайдет к нам на полчаса, — вспоминает исполнительный директор ТОО «КМНПЗ» Жанкелды Искаков, — но задержался у нас почти на три часа. Думаю, что он ожидал увидеть что-то другое – может, кустарное производство, а увидел перспективное предприятие. Именно созданная нами перспективность дальнейшего развития производства и заинтересовала акима области. Он быстро оценил современность оборудования, квалификацию персонала, понял, сколько шишек набили мы себе, пройдя сложнейший путь становления. Уверен, что тот приезд акима на наш завод — это начало нового и грандиозного этапа развития нашего бизнеса.
Мы получили одобрение проекта расширения завода, увеличения его суммарной мощности по переработке нефти до четырехсот тысяч тонн с одновременным улучшением качества нефтепродуктов до евро-4 и евро-5. Хорошо зная смежные для нас технологии нефтехимии, руководитель региона предложил проработать в проекте создание производства лакокрасочных продуктов. Имеется в виду выпуск линейки растворителей, которые являются основой всех красок и лаков.
Так родился проект, который теперь вошел в региональную карту индустриализации. Но Крымбек Кушербаев не главный технолог нашего завода, масштаб его мышления действительно государственного размаха. Он предложил проект от которого дух захватывает. В двух словах (подробно поговорите с моим братом Бауыржаном – генеральным директором нашего завода, он вплотную занимается этим) суть его в том, чтобы построить НПЗ мощностью три с половиной миллиона (!) тонн нефти в год – на базе нефтяного терминала в Жосалы.
Этот многомиллионный в долларах объект сейчас простаивает и перспектив его использования по прямому назначению нет. Терминал нефтепроводом соединен с Кумколем, а значит, имеет труботранспортный выход на юг (Шымкент) и север (Павлодар и далее в Россию) Казахстана. Рядом проходит нефтепровод Кумколь-Кинкияк, соединяющий в единую нефтетранспортную систему Западно-Казахстанский неф¬тяной регион с нашим. В часе езды — космодром, который в силу определенных причин может сильно помочь с кадрами для такого предприятия. Ну, и у нас есть опыт становления нефтеперерабатывающего предприятия с нуля, мы научились решать кадровые проблемы, готовы привлечь серьезные инвестиции.
Все это, а главное — слова Президента страны Нурсултана Назарбаева о необходимости строительства в Казахстане еще одного большого НПЗ аким суммировал, просчитал и укладывает эту идею в русло практического воплощения.
Сегодня трудно представить, какой колоссальный мультипликативный эффект может дать реализация этого проекта. Тут даже грандиозный стекольный проект будет в сравнении выглядеть меньше.
Вникнув в ситуацию, в которой наш завод оказался в 2013 году, аким области сильно поспособствовал, чтобы казахстанские компании, добывающие нефть в нашем регионе, стали нашими постоянными партнерами. Он хочет добиться, чтобы льготные ГСМ для посевных и уборочных работ в сельском хозяйстве региона производились на местном заводе. Это надежнее, дешевле и выгоднее области в плане увеличения поступления налогов в местный бюджет.
Хотя прошлый год по объемам переработки нефти, прибыли, налоговым отчислениям для предприятия был скромнее, чем 2014-й, а нынешний пока неясно как сложится, руководство завода с оптимизмом смотрит в будущее. Может для кого-то нынешняя экономичес¬кая ситуация, особенно в нефтянке, повод только для пессимистических прогнозов, но здесь прекрасно понимают, что черная полоса пройдет, а белая не
наступит, если ее сейчас не создавать.
— Помню, с чего мы начинали в 1998 году, — проводит аналогию Жанкелды Искаков, — были здание конторы, склады, мастерские бывшей мехколонны 4 областного агропрома — и все. Здесь мы начали строить небольшую (1200 кубометров) нефтебазу – расходный склад нефти и нефтепродуктов. Одних документов через наши руки прошло и нами было составлено тогда целый вагон. Потом мы запустили первую установку по переработке нефти, следом вторую, третью, а по ходу все это постоянно модернизировали, продукцию сертифицировали, людей учили. Когда мы начинали выдавать свой продукт, все наши спецы были вахтовики — они жили в Шымкенте, Павлодаре. Теперь все свои. Приглашали выпускников местных вузов, потом доучивали и переучивали, привлекли профессионалов с предприятий города, которые закрывались. На учебу отправляли аж до самой Англии. Эту работу продолжаем. Готовы стать партнерами в деле создания настоящей школы подготовки рабочих технологических специальностей для промпредприятий.
ТОО «КМНПЗ» находится в южной промзоне Кызылорды. Уже на подступах к нему видно, что обустроено предприятие добротно, по-хозяйски. Об этом говорит и стоянка автомашин, и чистые лотки арыков, и вскопанная земля зеленых зон, опрятная и уверенная охрана, комфорт офисного здания, чистота и порядок в операторских, лабораториях и даже фотогеничность технологичного оборудования – нет ржавых потеков, закопченностей.
В лаборатории ее заведующая Татьяна Черней рассказала, что и как они контролируют. А о том, что делают это хорошо, свидетельствуют отзывы потребителей продукции завода. Она поставлялась не только по Казахстану, но и в Латвию, Великобританию.
С дизтопливом КМНПЗ в семеноводческом хозяйстве «Тогускенский» местные механики даже провели эксперимент. Два трактора одной марки и возраста на пахоте одинаково заправили соляркой от большого НПЗ и нашего малотоннажного. Сорок минут продолжал работать трактор с горючим от КМНПЗ после того, как его собрат осушил свой топливный бак.
Кстати, большая заслуга в создании лаборатории завода принадлежит Пелагее Ефимовне Казыревой. Она — мама Татьяны и ее главный наставник. Сейчас она пенсионер.
Мастер смены Талгат Даукенов на предприятии с 2004 года. Он участвовал в создании всех трех установок переработки нефти и очень надеется что будут еще новые установки, более мощные и современные. И не он один – тут все нацелены на развитие, видят перспективы своего предприятия. Может, еще и потому руководители завода в сложной ситуации не теряют оптимизма.