КУДА ДЕТЬ ШЕРСТЬ И ШКУРЫ?
Как мы уже говорили, показатели животноводства в области растут, ежегодно открываются новые откормочные площадки, мясоперерабатывающие производства. Это значит, что и количество шкур постоянно увеличивается, однако они по-прежнему никак не перерабатываются. Овчина выбрасывается, причем нередко без соблюдения санитарных норм, а шкуры КРС в лучшем случае по дешевке продаются скупщикам, которые отправляют их для переработки на юг республики или заграницу. Так что, возможно, кызылординцы носят кожаные куртки, сшитые в Китае из шкур кызылординских коров. «Наши» шкуры попадают и в Турцию, которая уже давно крупнейший импортер кожевенного сырья: на нее приходится 25 процентов мирового импорта сырых шкур. В день в этой стране обрабатывается около 3000 тонн сырых шкур.
Другой ценный продукт овцеводства — шерсть – не находит сбыта. В область приезжают перекупщики из Тараза, предлагая нашим животноводам всего 15 тенге за килограмм. Но такая цена – издевательство, и поэтому фермеры обычно раздают шерсть желающим даром или закапывают в землю. Не то что в Кызылорде, в Казахстане нет ни одного предприятия, которое бы в полную силу занималось обработкой шкур и шерсти. Поэтому в аулах сжигают шерсть, шкуры выкидывают. О костях животных уже и не говорю – на них как на ценное сырье для производства комбикормов уже никто не смотрит.
Конечно, обидно видеть такое. С другой стороны, это означает, что возможностей поднять отрасль еще очень много. И надо ими пользоваться.