• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

НЕПРОСТАЯ СУДЬБА

НЕПРОСТАЯ СУДЬБАСреди вопросов, на которые обратил внимание Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время недавнего пребывания в Улытау, особняком стоит  отношение к государственному языку, поскольку о необходимости повышения его статуса и расширении сферы  применения говорится не первый день. Об этом - в интервью корреспонденту «КВ» руководителя областного управления по развитию языков Алимжана Жарылкаганова.
– Если заглянуть в историю нашего государства, о судьбе казахского языка говорилось уже на первых заседаниях только что образованной Казахской Автономной Советской Социалистической Республики. По официальным документам, которые датируются тем временем, видно, насколько противоречивыми были мнения на этот счет. Справедливости ради отмечу, что к развитию национальных языков одобрительно относился руководитель молодого Советского государства Владимир Ленин.
22 ноября 1923 года в Оренбурге, тогда столице Казахской АССР, впервые был опубликован декрет о языках, согласно которому статус государственного придавался казахскому и русскому языкам. Такой возможностью смогла удачно воспользоваться молодая интеллигенция Казахстана. Позитивное отношение к развитию казахского языка сформировалось и у руководства Казахской Автономии. В результате была проделана большая работа, которую, к сожалению, не смогли продолжить после. Несмотря на то, что один за другим принимаются документы, направленные на повышение статуса государственного языка, эта работа никак не может найти свое завершение и в наше время.
– Известно, что  в те годы особое внимание придавалось тому, чтобы служащий знал не только казахский язык, но и умел вести на нем делопроизводство. Были ли случаи, когда служащий мог быть уволен за незнание этих требований?
– Судите сами. 26 июня 1924 года Народный Комиссариат Труда Казахской ССР разослал во все регионы письмо «О замене русских служащих казахами или специалистами, знающими казахский язык и письмо». В июле того же года было принято постановление «Об увеличении числа сотрудников, ведущих делопроизводство на казахском языке в государственных учреждениях и организациях, а также усилении порядка их замены специалистами, знающими казахский язык и письмо». В этих двух документах указаны конкретные пути реализации названных выше мер. К примеру, говорится о том, что сокращение штата в учреждении возможно в том случае, если человек не знает казахского языка и не умеет вести делопроизводство.
15 апреля 1932 года было принято постановление Казкрайкома ВКП (б) «Об очередных задачах по обеспечению производства представителями коренной национальности». Одним из наиболее верных путей привлечения казахских специалистов в документе названо развитие на производстве казахского языка. В этих целях предусматривался перевод на казахский язык всей документации предприятий, выпуск на казахском языке журнала «Көпшілік арасындағы техника» («Технику в массы»). В планах было и оказание материальной помощи из специального фонда рабочим-казахам для освоения ими техники, создание на производстве системы овладения грамотой, изучения казахского языка  и другие меры.
В постановлении Казкрайкома ВКП (б) от 4 апреля 1933 года был запланирован перевод на казахский язык  ряда высших государственных учреждений, в числе которых были ЦК, Наркомпрос, Народный Комиссариат юстиции, Наркомат здравоохранения, рабоче-крестьянская милиция и другие.
Областные и районные подразделения указанных ведомств, особенно в тех регионах, где казахи составляли большинство населения, а также там, где их количество достигало сорока процентов, должны были перевести делопроизводство на казахский язык. В целях стимулирования реализации мероприятий, обозначенных в постановлении, Центральный Исполнительный Комитет республики  и Совет Народных Комиссаров издали совместное постановление «О предоставлении льгот специалистам, знающим казахский язык».
– Известно, что это постановление сыграло большую роль в деле повышения популярности казахского языка среди населения. А значит, был определенный стимул для тех, кто решил его изучать, не так ли?
–  Разумеется. Так, специалист, только принятый на работу, получал надбавку в размере пяти процентов от заработной платы. Для тех, кто свободно говорил на казахском,  надбавка составляла 10 процентов, а те, кто умел вести делопроизводство на государственном языке, получали уже 15-процентную надбавку. Кроме того, тем, кто преподавал казахский язык в вузах, дополнительно платили надбавку в размере четверти заработной платы. Специалисты, полностью освоившие язык, получали возможность поехать в научные командировки в пределах СССР или посещать трехмесячные или полугодовые курсы повышения квалификации. На это время семья специалиста обеспечивалась служебной квартирой и другими льготами.
– Середина тридцатых годов известна в истории началом усиления репрессий государства против собственного народа. Особенно ярко это выразилось на окраинах огромной империи, в составе которой был и Казахстан.  Над казахской интеллигенцией, продвигавшей идеи национального языка и национального самосознания, нависла смертельная угроза…
– В первую очередь советское государство поставило цель отделить народ от его исторических корней. В 1929 году казахский язык был переведен с арабского шрифта на латиницу. А еще через десять лет письмо тюркских народов, проживающих на территории СССР, было переведено на кириллицу. Это было сделано для того, чтобы тюркские народы и вовсе перестали понимать друг друга.  Все эти меры имели одну цель – уничтожить казахский и языки других народов, проживающих на территории страны.
Дальше – больше. Постановлением от 1 августа 1941 года были отменены все льготы для специалистов, владеющих казахским языком, что стало заметным тормозом для его дальнейшего развития. А 9 мая 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «Об освобождении от обязательного изучения казахского языка учащихся школ с русским языком обучения».
Казахский язык стал ущемляться и на производстве. Олжас Сулейменов как-то писал: «Поскольку казахи не шли в крупные предприятия, казахский язык не смог стать языком производства». Еще большее давление на язык оказали голодомор начала тридцатых и освоение         целины.
Возрождение казахского языка стало возможно лишь после декабря 1986 года. После алматинских событий, всколыхнувших весь мир, уже 3 марта 1987 года ЦК компартии и Совет министров Казахстана приняли постановление «Об улучшении обучения казахскому и русскому языкам».  
Большой победой в общественно-политический жизни страны тех лет стало принятие 21 сентября 1989 года Закона РК «О языках». По новому закону казахский язык получил статус государственного, а народы, проживающие в Казахстане, – равные возможности для развития.  Он оказал огромное влияние на пробуждение национального самосознания народа и положение казахского языка. В первое время представители других национальностей стали отдавать своих детей в казахские школы и детсады, больше внимания обращать на овладение казахским языком. Но, к сожалению, прошли годы, и все стало возвращаться на круги своя. Дело в том, что за эти годы выросло целое поколение казахов, которые учились и говорили только на русском языке, а казахский стал для них чем-то вроде иностранного.
Опыт конституционного строительства развитых стран показывает, что в каждом суверенном государстве необходимо законодательно закрепить статус государственного и других языков. Этот вопрос был уточнен в Конституции РК, принятой 30 августа 1995 года. Государственный статус казахского языка был определен в Основном законе страны, под государственную защиту были взяты и другие языки.
Дальнейшему укреплению положения государственного и других языков послужил Указ Главы государства, по которому в каждое третье воскресенье сентября отмечается день языков народа Казахстана.
– Спасибо за беседу.
Беседу вел Казыбек КАМАЛУЛЫ. 
20-9-2014 20 сентябрь 2014 г. 0 0