Трижды довелось участвовать автору в «окончательном» обсуждении генплана Кызылорды. Вопросов на таких совещаниях всегда было много, но кардинального решения проблемы поливной воды не предлагалось. Отдельно на других совещаниях не раз был свидетелем, какие предлагались решения для обеспечения города питьевой водой. По расчетам специалистов, на этотребовались суммы от трех до пятнадцати миллиардов тенге. Здесь имелись в виду доразведка и обустройство Кызылжарминского месторождения питьевой воды, строительство скважин на полукилометровый горизонт, насосных станций, прокладка водоводов. Проблемы по-ливной и питьевой воды выдвигались и обсуждались многократно, но всегда параллельно. И вот Болатбек Куандыков устроил пересечение этим параллельным проблемам.
Зимой городское водопроводное хозяйство сполна обеспечивает потребителей питьевой водой и приемлемого качество. До сих пор почти дословно помню слова акима в момент рождения нового канала: как только начинается поливной сезон, пошли аварии, жалобы жителей на нехватку питьевой воды, предприятия водоснабжения входят в авральный режим. Можно,конечно, затратив миллиарды тенге, вдвое,втрое поднять мощность подачи питьевой воды, но зачем это делать? Мы ведь знаем, что большая ее часть летом идет на полив. Поэтому решим вопрос с водой для садов, огородов, скверов, и тогда на реконструкцию водопровода средств потребуется много меньше. Не будем забывать, что подача потребителю поливной воды нам обойдется кратно дешевле, чем использование на орошение питьевой воды.
Вот после этих слов указка акима и прочертила канал, который уже этой весной подаст в город поливной воды столько, сколько потребуется. Именно так. В начале канала будет установлено четыре насоса СМП-510. Цифра в названии определяет производительность агрегата – 510 кубометров воды в час. Включаем все четыре насоса и имеем бурную реку.
Слово «канал» у всех нас ассоциируется с широкой и глубокой траншеей. В данном случае ничего подобного. Этот канал строится как хорошая автотрасса: сначала устраивается насыпь – дорожное полотно, а потом на нем монтируются железобетонные конструкции. Уже сейчас по тому, что сделано, видно, что дно канала будет практически на уровне дорожного полотна проспекта Жибек жолы. Это говорит о том, что можно обеспечить напор на любом участке арычной сети города.
Вчера с директором строительной компании «Данекер» Абдимажитом Жансакаловым проехали по трассе строящегося канала. Первые краны-экскаваторы, которые увидел, работали напротив ОМЦ.
-Это не наши, - опередил вопрос Абдимажит, — по-моему, ТОО «Мелиоратор» здесь строит пляж.
-Так в том болоте воды нет и непредвидится.
-А канал для чего строим? Он помимо всего и новый городской пляж запитает.
Далее по трассе каналанаблюдаетсячастокол из стрел кранов и экскаваторов. СК «Данакер», победитель тендера и генподрядчик этого объекта, выставил на трассу восемь автокранов, двадцатьавтомашин, по три бульдозера, катка, погрузчика, экскаватора. Плюс для ускорения работ привлечены три субподрядные организации, а это еще несколько десятков единиц различной техники.
Чтобы понять масштаб этого арыка, приведу такую цифру – ежедневно генподрядчикразгружает по десять вагонов строительных материалов. Железобетоном объект обеспечивают сразу два завода - местный АО «Курылыс» и родственное ему предприятие вТаразе. Поодиночке с затребованным объемом и в столь сжатые сроки онине могли бы справиться.
Технологически процесс строительства этого наземного водовода выглядит так. Завозится грунт и потом трамбуется асфальтовыми катками. На грунт укладывается песчано-гравийная смесь и опять укатывается. Естественно, что вся эта работа делается поднивелир. Этот геодезический прибор (теодолит) здесь можно встретить на каждом шагу. Буквально все на этом объекте делается под прицелом геодезистов.
На утрамбованное основание устанавливаются, скажем так, береговые конструкции канала. По бокам и снизу они имеют выступающую арматуру. Вот ее и начинают «вязать» сварщики. Погода (ночные минусы) пока не позволяет начать бетонирование стыков и дна канала. Это огорчает строителей, поскольку они полны стремления закончить этот объект не в тендерные сроки, а, так сказать, в поливные.
Если со строительством собственно русла канала все понятно, то устройство пересечения с автодорогами и пешеходными переходами для меня оказалось загадкой. Высота бетонного берега — полтора метра, к тому же основание поднято где на метр, а где и больше – как тут мосты строить? Оказалось, эту проблему мелиораторы знают как решать. Канал на переходах ныряет в бетонные (диаметром 1,4 метра) трубы, а чтобы он вынырнул и вода опять поднялась на свой уровень, перед и после пересекаемой дороги строятся так называемые аванкамеры – они и будут обеспечивать проход воды вниз и вверх без насосных систем.
В недолгой истории этого канала (всего несколько месяцев) есть еще один весьма существенный эпизод, связанный с акимом области. Первый эскиз канала, выполненный в максимально прямолинейном варианте, явно диссонировал с мечетью и ее архитектурным ландшафтом. Поднятый на переднем плане горизонт скрывал от взора с проспекта нижнюю часть здания. В этой ситуации Болатбек Куандыков принял решение удлинить канал, проложив его по периметру площади мечети. Таким образом, архитектурные перспективы оказались неприкосновенны и в то же время весь этот комплекс просто обречен стать парком, поскольку в абсолюте решена проблема полива.
Игорь ТИТЕНОК.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |