За девять месяцев 2009 года на дорогах Кызылординской области произошло 165 дорожно-транспортных происшествий. Погибло 53 человека, травмирован 161. А вот еще шокирующие цифры – за эти же девять месяцев по области выявлено 99 тысяч 883 нарушения правил дорожного движения водителями (и это только официально). Десятки (а может и сотни) тысяч нарушений пешеходами нигде не фиксируются. В сводку полицейской хроники попадают лишь отдельные случаи, когда совершаются ДТП с участием пешеходов. Естественно, чем больше нарушений, тем больше жертв. Почему такая удручающая статистика переходит из года в год? Каковы причины столь большого количества нарушений, особенно в областном центре, и что делается, чтобы их уменьшить?
Все данные, приведенные в этом материале, представлены начальником отдела организационно-аналитической и профилактической работы управления дорожной полиции департамента внутренних дел области Ерболом Бедебековым.
По словам моего собеседника, сейчас в области насчитывается более ста тысяч автомобилей, в Кызылорде – шестьдесят. И количество их продолжает расти. Для такого относительно небольшого города это довольно большой парк. Автомобильная «теснота» ощущается на многих улицах. Тем более, что за баранку последние годы село немало людей, не имеющих навыков вождения. Если профессионалам порой нелегко пробираться в пробках, то тем более - новичкам. Резкое увеличение количества автомобилей, естественно, сказывается на пешеходах. Им все труднее переходить улицу, особенно в центре города. Восемьдесят процентов всех наездов на пешеходов происходит в Кызылорде. В городе в этом году произошло 103 ДТП, в которых двадцать человек погибли, более ста получили травмы.
Чтобы отрегулировать автомобильное движение по улицам и уменьшить количество пробок, власти города устанавливают новые светофоры и модернизируют старые. Сейчас в Кызылорде двадцать восемь светофоров, из них двадцать шесть заменены надиодные, которые позволяют видеть огни светофора издалека, причем в любую погоду. Например, установлены новые светофоры на перекрестках улиц Толе би - Женис, Толе би - Байтурсынова, проспекте Абая, улице Желтоксан и других оживленных магистралях. На ряде светофоров установлены дополнительные секции для улучшения движения. Благодаря этому количество ДТП непо- средственно на перекрестках значительно снижено. Но в городе остается еще немало перекрестков и переходов, где отсутствие светофоров приводит к многочисленным происшествиям. В числе «проблемных» - стыковка улицы Ш.Есенова с проспектом Абая возле университета «Болашак». Этот перекресток- головная боль и для водителей, и для пешеходов, и для работников дорожной полиции. Здесь приходится постоянно держать инспектора, а нередко и двоих. Порой и они с трудом справляются с пересекающимися потоками пешеходов и машин. Городские власти рассматривали проект подземного или надземного перехода. Но по разным техническим причинам его нельзя осуществить. Сейчас предполагается все же сделать «пешеходный» вариант светофора. Это произойдет, видимо, следующим летом. Ряд светофоров так же намечено поставить и на другихперекрестках, где интенсивность движения в последние годы значительно возросла.
И все же технические возможности ог-раничены. Можно установить на каждом пересечении улиц по суперсовременному светофору, сделать идеальную дорожную систему знаков и разметку на проезжей части, но количество ДТП не уменьшится, если сохранится так называемый «человеческий фактор». Проще говоря, необходимо, чтобы изменилась психология пешеходов и водителей. Каждый человек, кем бы он ни был, должен соблюдать правила дорожного движения, всегда и везде. Почему-то само собой это не происходит. Поэтому и для властей города, и для дорожной полиции дисциплинированность водителей и пешеходов остается главной проблемой. Рычаги воздействия на водителей имеются. Прежде всего, это штрафы. По словам Ербола Бедибекова, за девять месяцев водители, нарушившие правила, оштрафованы на сумму в 400 миллионов тенге (из них уже взыскано 290 миллионов). Сейчас минимальный штраф – пять МРП или 6480 тенге. Если выявляется пьяный водитель, он лишается прав на два года. С помощью технических возможностей Центра оперативного управления ДВД дорожное движение города круглосуточно контролируется в реальном времени, и в случае необходимости дежурные экипажи, получив информацию, имеют возможность быстро воздействовать на нарушителя. Все это действует. В последнее время число нарушенийводителяминеуклонно снижается.
С пешеходами труднее. Через каждые сто метров инспектора не поставишь. Согласно статьи 473Административного кодекса предусматривается штраф в пять МРП (6480 тенге). Но этот штраф применяется редко. С большинства прохожих, как говорится, взять нечего – будь это компания подростков или пенсионер, бабушка или студентка. Поэтому инспекторы обычно ограничиваются свистками или устным предупреждением. Пользуясь этим, пешеходы (из числа несознательных горожан) беспечно ходят по проезжей части, мешая автомобильному движению и подвергая себя опасности.В результате с их участием только в этом году произошло 55 ДТП . Причем девять человек погибло.
Очень показателен пример«хаотичного движения» пешеходов на проспекте Абая, который недавно был отремонтирован и благоустроен. Возле Универсама работает «пешеходный» звуковой светофор, на всех пересечениях проспекта имеются современные новые светофоры и оборудованные по всем правилам пешеходные дорожки. Но все это техническое обеспечение не указ для легкомысленных горожан, которые стремятся как можно быстрее преодолеть дорогу. То и дело визжат тормоза, слышны предупреждающие сигналы водителей, а нарушителям все нипочем. Они устремляются на другую сторону дороги, совершенно не обращая внимания на поток автомобилей. Перейдя дорогу, человек натыкается на арык. И ему все равно приходится идти вдоль бордюра до пешеходного перехода, вновь мешая автомобилям. Спрашивается, ради чего ты совершил «героический» рывок сквозь автомобильную реку? Ведь можно было спокойно пройти по «зебре», до которой всего-то метров тридцать.После таких «подвигов» приходится нередко вызывать «Скорую помощь», а еще чаще автомобили бьют друг другу бамперы из-за неожиданного резкого торможения.
До сих пор мы говорили о взрослых. Любого человека жалко, но ребенка – вдвойне. Так как взрослый имеет жизненный опыт и отвечает за свои поступки. С детьми труднее. Не имея возможности осознать всей опасности, дети ведут себя возле автодороги неосторожно. Они не знают предупреждающих знаков, не могут определить скорость машины, часто не умеют правильно переходить через проезжую часть.В итоге в 22 ДТП с участием детей за девять месяцев 2009года в нашей области погибло четверо, 18 – травмировано.
В Кызылорде немало опасных мест для детей. Как, например, участок дороги возле автобусной остановки «Южный». Практически весь день здесь через дорогу движется поток детей. Идут с родителями и в одиночку, переходят с друзьями и со случайными прохожими. Если подростки еще как-то осматриваются и осторожничают, то малыши, пугливо озираясь, бегут как могут. И часто это делают неумело.Хорошо, если ребенок все-таки успеет пробежать мимо автомобиля. А если нет? Удивляет психология взрослых, стоящих на остановках. Очень редко кто-то поможет малышу перейти опасную дорогу или хотя бы объяснит детям, что совсем рядомв каких-то пятидесяти метрах есть переход на перекрестке.
Советыипримервзрослыхиграютбольшуюроль.Детивосновном ориентируются на старших и подражают им. Если тети и дяди уверенно шагают через дорогу в этом месте, то и ребята шагают следом. Возникают вопросы: «Беседуют ли учителя с учащимися о правилах перехода через улицу? Напоминают ли родители ребенку перед его уходом в школу об опасности пересечения проезжей части?» Понимая это, работники дорожной полиции проводят профилактическую работу с населением, в том числе с родителями и педагогами. Устраивают рейды «Пешеход», «Дети на дороге», «Безопасный город», регулярно встречаются с родителямина школьных собраниях. Проводится и другая агитационно-пропагандистская работа с помощью СМИ и ТВ. Но пока их призывы и обращения доходят не до всех взрослых. И печальная статистика с участием детей подтверждает это.
Владимир ВОРОБЬЕВ
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |