• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

А У НАС В МАШИНЕ ГАЗ

Наталья ЧЕРНЕЙ
Автомобиль уже давно не    роскошь, а, как известно, средство передвижения. Эта фраза знакома всем, но большинство автовладельцев с этим уже не согласны, поскольку роскошью для многих уже стал бензин. Цены на него растут, поэтому рачительные автовладельцы нашли альтернативу бензину и переводят своих «железных коней» на газ. Сколько это стоит, насколько безопасно, решил выяснить корреспондент «КВ».
Как правило, для заправки автомашин используют два вида газа: метан и пропано-бутановая смесь. Объехав несколько автозаправок Кызылорды выяснилось, что у нас предлагают только пропано-бутановый газ. Метан не продают потому, что установка для такого газа стоит в два раза дороже, чем для пропановой.
Предприятий, занимающихся установкой газового оборудования, в Кызылорде достаточно. И найти таких умельцев нетрудно, практически каждая СТО предлагает такие услуги. Но к выбору СТО нужно отнестись очень серьезно: все-таки речь идет о газе, который и взорваться может, и загореться. Отличить халтурщиков от профи можно по нескольким признакам. На СТО должен быть уголок потребителя, где должны висеть копии свидетельств о регистрации юридического лица либо частного предпринимателя, разрешение на проведение переоборудования на газ от дорожной полиции и лицензия на проведение этого вида работ. Ну, и, естественно, перед установкой автовладельцу необходимо заключить договор, в котором должны быть четко прописаны гарантийные обязательства, а после проведения установки нужно получить документы для дорожной полиции о том, что автомобиль переоборудован в соответствии со всеми национальными нормами и стандартами. Если этого всего нет, то лучше поискать других.
Цены на переоборудование практически у всех одинаковые, зависят они от того, какую систему вы хотите поставить, и от начальных технических характеристик автомобиля. Например, переоборудовать автомобиль с 4-цилиндровым двигателем объемом от 1,8 до 2,2 легче, а значит, и дешевле, чем, допустим, машину с 6 или 8-цилиндровым двигателем.
—  Трудно назвать даже средние цифры. Все зависит от того, какого года выпуска машина и какого производства, какой страны газобаллонное оборудование хочет поставить автовладелец, — пояснил менеджер одной кызылординской СТО Марат Искаков. —  И одной только установкой дело не ограничивается — мы делаем компьютерную диагностику автомобиля, вбиваем номер двигателя в компьютер, с учетом всех технических характеристик выбираем наиболее оптимальный вариант оборудования. В среднем, цены начинаются от 180 тысяч тенге.
По словам менеджера, на переоборудование автомобиля необходим один день. В самой конструкции машины при установке газобаллонной аппаратуры практически ничего не меняется, она является дополнением, которое можно в любой момент отвинтить и выбросить. После переоборудования автомобиль сможет ездить на двух видах топлива —  и газе, и бензине.
Сам баллон для сжиженного газа чаще всего устанавливается в резервуар для запасного колеса, хотя есть баллоны, которые крепятся к днищу, но это подходит не ко всем маркам машин. Есть баллоны, которые можно установить сразу за задним сиденьем в багажнике. Такие емкости, как правило, плоские и не занимают много места. Хотя, как рассказали на СТО, иногда владельцы сами просят установить баллон, занимающий почти две трети багажника.
В Кызылорде ГБО особо популярно среди водителей внедорожников, грузовых автомобилей, маршруток, а также среди таксистов. Что касается заблуждения по поводу того, что автомобили на газовом топливе более взрывоопасны, то это не верно. Как рассказали в ТОО «Турангаз», которое также занимается установкой ГБО, толщина стенок баллона составляет 3-7 мм, и этого более чем достаточно даже в аварийной ситуации. Некоторые из клиентов компании попадали в аварию, но газовое оборудование сохранялось лучше других частей двигателя и было пригодно к повторному
использованию.
Кстати, купить газовую установку для автомобиля можно только на СТО или в «Турангазе». На рынке такое оборудование не продается. В основном, предлагают установки итальянского и немецкого производства, которые соответствуют стандартам Евро-4.
Вместе с тем, не каждый автомобиль можно переоборудовать для использования газового топлива. Так, установка ГБО на универсалы и кроссоверы запрещена, потому что пассажирский салон должен быть отделен от отсека, в котором установлено газовое оборудование. У тех автомобилей, которые можно перевести на газ, другая беда: требуется разрешение завода-изготовителя, поскольку возникают вопросы соответствия техническим регламентам безопасности.
— По закону без разрешения завода-производителя никто не имеет права вносить изменения в конструкцию автомобиля, и, соответственно, без этого   разрешения    все   работы,    которые   производятся,    незаконны, — говорит государственный  инспектор  департамента технического  регулирования  и метрологии по Кызылординской области Серик Касымов.
И действительно, согласно «Техническому стандарту Республики Казахстан» № 1418-2005, переоборудование, которое приводит к изменению разрешенной максимальной массы базового АТС, ее распределению по осям, модели двигателя, его веса, мощности, систем питания и подачи топлива, колесной базы или колесной формулы, тормозного, рулевого управления и трансмиссии, внешних осветительных приборов, допускается проводить при соблюдении   следующих   условий:   наличие   разрешений   предприятий-изготовителей базового АТС  на соответствующий вид переоборудования, наличие индивидуального разрешения государственного уполномоченного органа, наличие нормативной документации, утвержденной в установленном порядке в Республике Казахстан.
Однако в компании «Турангаз» сказали, что никаких разрешений у компании-производителя получать не нужно.
— Придя к нам, вы оставляете только копию техпаспорта автомобиля, мастер осматривает вашу машину, если она подходит для переоборудования, то мы оформляем вам документы: это акт приема, километраж и номер автомобиля, также записываем существующие дефекты и ставим на установку машину. Мы предоставляем клиентам весь необходимый пакет документов. В него входят договор об установке оборудования, акт проделанных работ, государственные стандарты и сертификат компании. После переустановки нужно обязательно получить новый техпаспорт. Владелец машины отправляется с этими бумагами в автомобильный ЦОН, где в техпаспорт вносится запись об установленном ГБО.
Госпошлина на замену техпаспорта составляет сейчас около 4500 тенге. Стоимость на 4-цилиндровый двигатель от  125 тысяч, на шестицилиндровый двигатель — от  150 тысяч, на восьмицилиндровый двигатель —  250-280 тысяч тенге, — сказали в ТОО «Турангаз».
Как бы то ни было, при всех плюсах перевода автомобилей с бензина на газ позволить такую роскошь сегодня могут не все, даже не считая то, что некоторые СТО предлагают оформить эту услугу в кредит.
Доля машин с установленным газовым оборудованием в нашем городе очень мала. По информации пресс-службы ДВД Кызылординской области, число автомашин, переоборудованных на газ, прошедших регистрацию в дорожной полиции, составляет 2363 единицы. Но это, повторю, которые прошли регистрацию. А есть и другая категория автовладельцев.
На днях автор строк ехала в такси. Как выяснилось, водитель такси пару месяцев назад перевел свою автомашину на газ всего за 50 тысяч тенге. На вопрос, почему так дешево, ответил, что у него есть знакомый, у которого на дому СТО, вот он за полцены и ставит оборудование, разумеется, без документов.
—  А если Вас дорожный полицейский остановит и спросит разрешение на переоборудование машины? —  спросила я.
— Гаишники вообще не обращают внимание на чем мы ездим. Для них главные  нарушения  —   если  превысил  скорость,  не  пристегнул  ремень и разговариваешь по телефону. А на остальное они не обращают внимание.
— А как Вы будете проходить техосмотр, ведь там-то точно потребуют документы на оборудование?
—  Без проблем,   сниму установку на пару дней, пройду техосмотр, а потом опять поставлю. А что, так многие
делают.
Признаться, после этого разговора я задумалась, ведь в действительности, желая сэкономить время, мы пользуемся услугами такси, а где гарантия, что он довезет тебя в целости и сохранности. И на автозаводах бывают браки, а тут в кустарных условиях установили газовый баллон на машину? Хорошо если на совесть сделали, а если тяп-ляп, то малейшая искра — и можно взлететь на воздух. Жаль, что таксист, кроме прибыли, о безопасности своей и пассажиров вообще не думает.
То же самое касается и наших маршруток, в некоторых салонах часто пахнет газом, что говорит о том, что есть утечка топлива. Понятно, что тот же гаишник не обязан останавливать каждую маршрутку и принюхиваться в салоне. Тем не менее проблема есть, и решать ее как-то надо сейчас, а не ждать, когда кто-нибудь взлетит на воздух.
По словам специалистов из «Турангаза», в салоне ни в коем случае не должно пахнуть никаким топливом, если же есть запах, значит, нужно обратиться на СТО и устранить утечку. Конечно, это обойдется в энную сумму, но что значат деньги по сравнению с жизнью людей? Тем более, что есть такие примеры, когда специалисты того же «Турангаза» переделывали установки после мастеров СТО.
И еще один момент, который хотелось бы отметить. Водители часто жалуются, что им недоливают бензин на заправках. Теперь к ним присоединились и те, кто ездит на газе.
По словам автовладельца Кадырбека Аширбекова, он свою машину перевел на газ полгода назад. Недавно ему на одной заправке в бак вместимостью 40 литров заправили 45 литров, споры с заправщиком ни к чему не привели, кроме того, что водитель еще и оказался крайним, потому что, по словам заправщика, выходило, что он не знает, сколько литров у него бак.
Теперь он стал заправлять по 20 литров, которых еще месяц назад спокойно хватало на три дня, теперь же едва хватает на полтора суток.
Автор строк обратился в областной департамент техрегулирования и метрологии с вопросом, как часто они проверяют газовые автоколонки. Как оказалось, сотрудники департамента пока таких проверок не проводили.
По словам некоторых владельцев автозаправок, за газовые колонки они ответственности не несут, так как все колонки находятся в аренде. В основном, колонки принадлежат ТОО «Турангаз» и ТОО «Автогазтрейд». По словам заместителя директора ТОО «Автогаз трейд» Ерика Конакбаева, у них по городу установлено несколько газовых автоколонок, которые представляют собой моноблоки, и их нельзя ни подкрутить, ни еще чего-нибудь сотворить для того, чтобы недоливать газ.
Но так ли это на самом деле, это тема другого материала.
21-10-2015 21 октябрь 2015 г. 0 0