В конце шестидесятых годов прошлого века мы, тогдашние пацаны, часто ходили в поход на барханы. Тогда нам казалось, что они находятся на краю света, а на самом деле они начинались там, где сейчас перекинут автомост через железную дорогу, то есть это уже давно в черте города. Барханов здесь давно нет, как нет и дальше. Их поглотил строительный комплекс Кызылорды. Богата и разнообразна природа Казахстана. Хватает у нас и пустынь, а значит, песка. Однако только в нашей области барханы вплотную подступают ко всем районным центрам и Кызылорде. Это обстоятельство давным-давно сделало строительный материал – песок – дармовым. Цена на него всегда определялась лишь стоимостью погрузки, доставки и платы за труд. Срытие барханов на нет даже представлялось неким благом – освобождались территории для роста города вширь, и даже утверждали, что это уменьшает пылевое воздействие на Кызылорду. Таким образом, добыча песка у нас долгое время осуществлялась по принципу – бери, где тебе удобно. Только два предприятия боролись со стихийной добычей песка. Это железная дорога и энергетики. Они охраняли барханы в зоне своих путей и линий электропередач. Железнодорожникам проще – у них дорога под круглосуточным наблюдением машинистов поездов, всегда можно оперативно принять меры. Линии электропередач постоянного недремлющего ока не имеют, и потому здесь случается, когда опора этих самых линий, извините за тавтологию, теряют опору. Тут уже энергетика или вновь бархан насыпает или «ноги» опоры удлиняет. Хоть так, хоть эдак - в убытке. В других регионах тоже случается так, что опоры линий электропередач оказываются в критической ситуации. Но там причины природные – паводок, оползень, землетрясение. У нас же причина – срытие барханов. Такого нигде нет, потому что, как сказано выше, Кызылкумов под окнами нет. Везде песок добывают в карьерах, то есть по всем правилам и законам недропользования, и не потому, что там граждане сплошь законопо-слушные – просто других вариантов нет. У нас есть, и потому песок в наших краях добывается двумя способами: по контракту на недропользование и как кому удобно. Начальник региональной инспекции геологии и недропользования Шахизад Калбергенов рассказал, что его, так сказать, подопечные – организации и предприятия, имеющие контракты на разведку и добычу песка, – практически везде выполняют свои обязательства, прописанные в контрактах. Ну, а если что не так, инспекция всегда подскажет, как надо. В числе легальных добытчиков песка по контракту близ Кызыл-орды – две крупные дорожно-строительные фирмы и одно «ИП». Практически у каждого из них есть, если можно так выразиться, субподрядчики по добыче песка. Дело в том, что получить контракты недропользователя – дело хлопотное и долгое, и потому многие, даже крупные, строительные подрядчики предпочитают «дружить» с теми, кто такой контракт уже имеет. В последние два-три года потребление песка заметно выросло, потому что строить стали больше и, наверное, с десяток строительных фирм «дозрели» до открытия собственных песчаных карьеров. Однако тут как раз изменились правила на получение контракта недропользователя ОПИ (общеполезные ископаемые: песок, суглинок, песчано-гравийная смесь, камень, известь, гипс и некоторые другие). Раньше это была прерогатива местной власти. Конкретно этим занималось управление предпринимательства и региональная инспекция геологии и недропользования. Теперь получать контракт на ОПИ надо через СПК «Онтустик». Процедура оформления документов, если очень торопится, займет, как минимум, полгода. В таком длительном процессе как ни странно есть свои плюсы - потенциальный недропользователь на ОПИ получает солидного партнера в лице социально-предпринимательской корпорации. Когда речь идет о производстве щебня, извести, добыче ГПС (гравийно-песчаная смесь), глины для керамического кирпича, то сотрудничество с СПК «Онтустик» для кызылординских предпринимателей объективно выглядит выгодным, а вот насчет песка всем кажется, что это лишняя канитель, его и так можно взять. Сегодня почти все строительные фирмы в своем автопарке имеют экскаваторы, несколько большегрузных самосвалов. Это, как правило, китайские машины, которые разом могут взять на борт сорок кубометров песка. Такая техническая оснащенность отработала простую схему снабжения песком строящиеся объекты. На облюбованный бархан пригоняется экскаватор, китайские «Белазы» делают несколько рейсов, и бархана нет, а подрядчик на месяц решил проблему с этим строительным материалом. Такой способ недропользования явно входит в конфликт с законами, но кто должен это контролировать? Начальник региональной инспекции недропользования и геологии объяснил, что у него нет полномочий останавливать автомашины с песком и выяснять происхождение груза. Это, скорее всего, круг полномочий тех, кто охраняет природу, следит за экологическим состоянием окружающей среды. Последовал совету начальника этой инспекции и обратился к начальнику экологической инспекции Арало-Сырдарьинского департамента экологии Марату Курманбаеву. Внимательно выслушав, о чем речь, он согласился с тем, что такая проблема есть, но решать ее должна инспекция недропользования и геологии. Круг, как видим, замкнулся. И вне его остаются те, кто добывает песок там, где им удобно, не обременяя себя законным оформлением этого процесса. Как выяснил автор, на них буквально нет управы. Не беру на себя право упрекнуть в чем-либо своих собеседников – эколога и геолога, тем более усомниться в том, что они не знают круга своих обязанностей. Однако экологическая проблема с самовольной добычей песка существует, решать ее как-то надо. Скорее всего, эти два уважаемых ведомства в стороне от этого не останутся. Возможно, для этого придется привлечь и другие контролирующие органы.
Игорь ТИТЕНОК.