
В работе V Съезда судей Казахстана, проходившего во Дворце Независимости, принял участие и выступил с речью Глава государства. Нурсултан Назарбаев поставил перед судейским сообществом ряд задач, направленных на улучшение качества отправления правосудия. Участ-никами и гостями съезда также стали Премьер-Министр Карим Масимов, спикеры Сената и Мажилиса Парламента Касым-Жомарт Токаев и Урал Мухамеджанов, государственный секретарь – министр иностранных дел Канат Саудабаев, руководители правоохранительных органов Казахстана, России, Кыргызстана, Грузии, Испании и Франции. Следует отметить, что съезды судей Казахстана доказали свою необходимость и эффективность. Многие прогрессивные новации, практическое воплощение которых было намечено на предыдущем форуме, стали реальностью. Внедрено судопроизводство с участием присяжных, санкционирование ареста перешло в компетенцию судов, получила дальнейшее развитие специализация судов, на рассмотрении в Парламенте находится законопроект о частных судебных исполнителях. Немало сделано для реализации принципов открытости и гласности в отправлении правосудия. Однако сегодня перед судебной системой Казахстана ставятся новые актуальные задачи. Их на основе детального анализа уже осуществленных этапов судебных реформ представил участникам съезда Президент страны Нурсултан Назарбаев. Прежде всего, как отметил лидер Казахстана, справедливый и неподкупный суд – важнейшая основа демократического, правового государства. Одно из главных достижений суверенной республики – обретение судами и судьями не только формально-юридической, но и фактической независимости, основу которой составляет система прозрачного конкурсного подбора и расстановки кадров. Каким быть судейскому корпусу, решает широкая юридическая общественность. При этом факт назначения судей Президентом страны позволяет им работать без оглядки на руководителей исполнительной власти, депутатов и собственное судебное начальство. Серьезные гарантии независимости судов содержит наша Конституция, преду-сматривающая сложный порядок привлечения судей к ответственности и освобождения их от должности. Упрочению независимости судов способствовало отделение судебной системы от исполнительной власти в вопросах обеспечения деятельности судов. При Верховном суде был создан Комитет судебного администрирования, взявший на себя все вопросы материального обеспечения судебных органов. Таким образом, констатировал Президент, государством была обеспечена подлинная независимость судебной власти, укреплены материальные и процессуальные гарантии ее деятельности. Но реформы продолжаются. В частности, реализуется курс на поэтапную специализацию казахстанских судов. Качество отправления правосудия повышается с созданием специализированных экономических, административных, ювенальных судов. С внедрением института присяжных заседателей обеспечивается более активное участие гражданского общества в уголовном судопроизводстве. Благодаря конституционной реформе 2007 года казахстанская система правосудия получила новые мощные рычаги защиты прав граждан, в том числе механизм исключительно судебного санкционирования ареста. Был принят целый пакет новых законов, регулирующих работу судебной системы и отправление правосудия. Последовательно улучшается уровень обеспечения судебной системы. Если в 2002 году на эти цели были выделены 4,8 млрд. тенге, то в нынешнем – 20,5 млрд. тенге. С учетом растущих потребностей за последние годы выросла численность судов и судей. В 2002 году в стране действовали 185 местных судов и 1 823 судьи, в настоящее время – 340 местных судов со штатом 2 433 судьи. Большое внимание уделяется решению социальных проблем судей – одних из самых высокооплачиваемых государственных служащих в Казахстане. Государством решен вопрос об увеличении для них пенсионного возраста до 65 лет с потенциальным продлением ценза до 70 лет. – Тем самым для судебной власти сделано очень много. И мы вправе ожидать от судейского корпуса такой работы, при которой суд всегда будет надежным оплотом закона и справедливости, – подчеркнул Глава государства. В то же время в судебной системе есть немало нерешенных вопросов. Это, например, случаи попадания в судейский корпус нечестных людей, недостаточный профессиональный уровень отдельных судей, нарекания к качеству отправления правосудия из-за волокиты, судебных ошибок и даже случаев нарушения законности. К актуальным проблемам также можно отнести несовершенство процесса судопроизводства, степень и качество исполнения судебных решений, вопросы состояния законодательства. Можно привести немало примеров, когда граждане жалуются на недостатки в работе судов, констатировал Глава государства, выразив надежду на то, что в ходе съезда состоится откровенный и принципиальный разговор и будут представлены предложения по исправлению недостатков. Далее Нурсултан Назарбаев остановился на перспективных, системных задачах, стоящих перед судейским сообществом и вытекающих из положений утвержденной Президентом Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. – Этот документ открывает широкий простор для реализации правозащитного потенциала казахстанских судов, – отметил Глава государства. – Теперь нам следует обеспечить поэтапное претворение в жизнь его положений. В заключение, обращаясь к участникам съезда, Глава государства подчеркнул, что судья – это совесть народа, которая должна быть абсолютно чистой и незапятнанной. Для этого предстоит еще много поработать с кадрами, отметил Президент, дав соответствующие рекомендации Высшему судебному совету: – Может быть, нам надо либерализировать этот орган, ввести в его состав больше представителей общественности. Я думаю, что возраст 25 лет для судьи нижнего уровня – это мало, надо более опытных людей подбирать. В беспристрастности суда ни у кого никаких сомнений быть не должно. И это в первую очередь зависит от самих судей. Только в этом случае казахстанский суд всегда будет уважаем народом, станет главным источником справедливости в обществе. Мы многое сделали за это время, и это признается. Но сделать придется еще больше, – резюмировал Глава государства, пожелав участникам съезда плодотворной работы.