Абдильда Тажибаев – один из наиболее почитаемых поэтов, находящийся в первом ряду самых видных представителей казахской литературы. Многолетним и плодотворным трудом он внес значительный вклад в ее становление и развитие. Ровесник таких неординарных деятелей литературы, как Таир Жароков, Кажим Жумалиев, Жумагали Саин, Абдильда Тажибаев воспринимается современниками как продолжатель классиков национальной литературы. Родился и вырос Абдильда Тажибаев на берегах Сырдарьи, в городе Кызылорде. Рано лишившись отца, он с юных лет познал трудности. Матери Айманкуль неимоверно трудно было выжить в те суровые годы одной с малолетним сыном, и поэтому переехала она из города в аул Караозек, к родичам. Мальчика сызмальства воспитывали только мать Айманкуль и дед Далдабай, которые прекрасно владели народной поэтической культурой. Мать не раз состязалась в острословии с акыном Нартаем Бекежановым. В семилетнем возрасте отец Далдабай отдал дочь в медресе. В совершенстве изучив арабский, персидский языки, она уже в юные годы ознакомилась с восточными дастанами, легендами, свободно читала религиозную литературу, написанную на шагатайском (древнем казах-ском) языке. Эти свои знания она передавала сыну Абдильде, что способствовало духовному становлению будущего поэта. Стремление к знаниям привели юного Абдильду в Акмешитский интернат для сирот. Здесь, увидев способности мальчика, его зачислили сразу в третий класс. Получив начальное образование, он уехал в Шымкент, учился в средней школе имени Гани Муратбаева вместе с Бауыржаном Момышулы. Уже в школе Абдильда был редактором стенной газеты, которую вначале вместе с будущим героем Бауыржаном выпускали раз в месяц, а спустя некоторое время она стала еженедельной. Учащиеся, друзья Абдильды с интересом читали каждый выпуск стенгазеты, ибо здесь можно было найти не только заметки о школьной жизни, но и стихи, рассказы, юморески. Кстати, большая часть публикаций была написана самим редактором Абдильдой. В 1927 году, окончив семилетку, юноша-акын приезжает в Алмату с одной только мыслью - поступить в Алматинский педагогический институт. В 1928-1929 годах Абдильда уже студент этого вуза. Затем он, прервав обучение, вновь переезжает в Южный Казахстан. В Карсакпайский район первым руководителем направили известного общественного и государственного деятеля Садыбека Сапарбекова, к которому акын Абдильда относился с особым уважением. Тот и уговорил Абдильду, чтобы он возглавил районную газету «Кызыл кеншi». И именно здесь раскрылся талант Абдильды не только как организатора, но и как поэта, публициста. В 1933 году Абдильда вновь переезжает в Алматы, устраивается в газету «Лениншiл жас», где его окружают друзья по перу Саттар Ерубаев, Алибек Коныратбаев, Зеин Шашкин. Здесь, в столице, Абдильда вливается в молодую литературную среду. И в это же время его друг Алибек Коныратбайулы знакомит Абдильду с Мухтаром Ауэзовым. Тогда в конце 30-х годов Мухтар Ауэзов, прочитав первые его произведения, отметил художественные особенности молодого поэта. И на самом деле, даже в то трудное время поэту удавалось сохранить задушевность в своих стихах и следовать лучшим традициям казахской лирики. Первые стихотворения были посвящены новым жизненным веяниям, которых раньше не было в степной жизни. Тридцатые годы наложили особый опечаток в жизни поэта Абдильды: то были годы сталинских репрессий, годы лишений, голода и нищеты, когда безвинно были убиты многие известные представители казахской интеллигенции. Эти события впоследствии займут особое место в его творчестве. Большое место в творчестве А.Тажибаева занял образ Сырдарьи, позже он воспел эту реку в символ жизни, следуя Гейне, воспевшему Рейн, и Шевченко – певцу Днепра. В грозные годы войны в лирике появились новые мотивы, новые грани гражданственности. Большим событием казахской лирики был его сборник «Острова», ставший этапным не только в творчестве поэта. Тематика поэм А.Тажибаева также многообразна – революция, строительство новой жизни, прошлое народа, многочисленные человеческие судьбы, ветер новой эпохи. Отвечая на требования времени, поэт не избегал самых острых, злободневных проблем. Если в сюжетных поэмах «Кулгара» и «Батраки» на первом пла-не - агитационное начало, то поэмы «Говорит комсомол», «Казахстан – золотой сундук», «Я пришел в сегодня из вчерашнего дня» публицистичны, в них кипят мысли, чувства, волнение лирического героя. Поэма «Портреты» - произведение о злобо-дневных требованиях времени, сложной человеческой судьбе, об ответственности перед временем. Поэт ведет речь о неразрывной связи поколений, о наказе предков. Родная земля – горячий источник поэзии А.Тажибаева. Поэт воспевает ее милосердие: «О, родная земля, дай от силы твоей Мне частицу одну, чтобы стал я сильней! Ты ведь мне и семья, и родня, И опора моя До последнего дня, Озари меня жаром подземных огней, Дай другие глубины и силы морей, Дай мне твердость и гордость скал, Чтобы я на своем стоял И, как ты, свою ношу нес Без упреков и слез», - так поэт в трудные минуты обращается к родной земле. Все духовное богатство, которым обладает поэт, идет от народа, его мечты, свершений. Поэт понимает, что там, где жизнь, есть борьба, а где борьба – там победа, достижения, радость. Стихи его потому содержательны, наполнены богатой философской мыслью. Любовь к жизни, вдохновение рождаются в поэзии А.Тажибаева от чистоты внутренних помыслов, высоты мысли, от мудрости. Поэт пишет о величии современной эпохи, о богатстве духовного мира людей, о свободном общественном строе. В 1946 году он окончил КазГУ, в 1934-1944 годах работал секретарем правления Союза писателей Казахстана, в 1945-1948 годах заведовал отделом Института языка и литературы АН Казахстана. Богатое творческое наследие оставил потомкам народный акын, публицист и драматург Абдильда Тажибаев. Начав печататься в 1927 году, он в 1933 году издал первый сборник стихов «Новый ритм». Были изданы сборники поэм и стихотворений «Оркестр» (1935), «Спасение» (1935), «Два мира» (1938), «Абыл» (1940), «От души» (1949), «Любящие сердца» (1951), «Знакомые голоса» (1984) и другие. Философской направленностью отмечены сборники поэтических произведений «Цвети степь» (1953), «Острова» (1958), «Новые напевы» (1962), «От вечера к сегодня» (1964), «Былое» (1973), «Госпремия Казахстана им. Абая» (1974), «Молодые выходцы» (1979), «Сверстники» (1977), «Толагай» (1978) и др. Перу А. Тажибаева принадлежит сборник пьес «Смелые» (1963), драматические поэмы «Легенда о моем народе», «Ковер Жомарта», «Поднявшийся купол», «Майра», «Утес», «Одно дерево – не лес», «Приятели», «Девушка и солдат», «Монологи»; комедии «Дубай Шубаевич», «Перед свадьбой» и другие, в которых отражены трагедийные судьбы, борьба нового со старым в сознании людей, место человека в обществе, воспитание молодого поколения в духе патриотизма. Абдильда Тажибаев широко осветил актуальные проблемы казахской поэзии и драматургии в монографиях «Жизнь и поэзия» (1960), «Рождение и становление казахской драматургии» (1971). Изданы также книги литературно-критических статей, эссе «Годы и мысли» (1976), «Говорят письма» (1980), «Жизнь и подвиг» (1985). По сценарию А. Тажибаева в соавторстве с Николаем Погодиным в 1954 году снят художественный фильм «Джамбул». Многие произведения поэта-драматурга переведены на иностранные языки. В 1985 году А. Тажибаеву присвоено почетное звание «Народный писатель Казахской ССР». В 1998 году Абдильда Тажибаев ушел из жизни. Но он живет в памяти народной, в памяти своих земляков, ибо оставил прекрасные поэтические творения, прозу, дастаны, эссе, в которых ярко и образно отображена его неукротимая любовь к жизни, к людям, к родному краю – земле Сыра.
Пайзуллахон АЮПКЫЗЫ.