Меруерт КАЛИЕВА
С повышением благосостояния наши граждане все чаще покупают автомобили и, естественно, возникает ряд вопросов по их ремонту и техническому обслуживанию.
СТО сегодня много, но отнюдь не все способны качественно оремонтировать машину. По словам заместителя начальника ДВД области Н. Анарбаева, в компьютерной базе отдела регистрационно-экзаменационной работы УАП ДВД по Кызылорде зарегистрировано 54 570 автомашин. Определить количество транспортных средств новых и старых невозможно.
По данным статистики, официально действующих автосервисов в городе около 140, при этом каждый четвертый водитель пользуется услугами автосервиса раз в месяц и чаще. Получается, на один сервис приходится более ста машин в месяц. Зная пропускную способность типичных СТО, понимаешь, что это реально большая цифра. Вывод тут один – часть СТО у нас – это теневой бизнес.
– Большинство машин с «пробегом» к нам завозится из России, Кыргызстана, Германии, Прибалтики. Неприспособленность зарубежных машин к нашим условиям эксплуатации вызывает частые поломки, – говорит водитель с двадцатилетним стажем Нурлан Тажибаев.– На крупных СТО цены на ремонт, честно сказать, кусаются. Оно и понятно – квалифицированный сервис стоит больших денег. Обидно, что не всегда ожидания оправдываются. Работают там, зачастую, самоучки, которые на современном оборудовании работать не могут. Далеко за примером ходить не буду. У меня как-то не заводился автомобиль, пришлось его на эвакуаторе везти на СТО, там молодой парень провел компьютерную диагностику, после чего мне пришлось на 28 тысяч тенге купить новые запчасти и еще заплатить 15 тысяч за диагностику. Установил эти запчасти, но машина так и не завелась, опять привез ее на СТО, тот же мастер на своем компьютере теперь установил другие причины поломки. Но больше я не стал доверять их диагнозам, «загнал» машину к знакомому, у которого СТО на дому, и тот мне ее починил без всякой компьютерной диагностики и без финансовых затрат на новые запчасти.
Автор этих строк провела мини-опрос автовладельцев. Из 20 опрошенных 19 были недовольны сервисом СТО. В основном, говорили мне, в этой сфере работают самоучки. Нет тарифа предоставляемых услуг. Клиент платит ту сумму, которую озвучит мастер. После оплаты на руки клиенту не выдается какой-либо документ, подтверждающий проведение ремонтных работ, опираясь на который можно было бы обратиться с жалобой на некачественную работу. К тому же в Кызылорде многие магазины автозапчастей не имеют сертификаты на реализуемый товар, соответственно, никаких реальных гарантий по ремонту автомашины СТО дать тоже не могут.
А сколько у нас «левых» СТО? К сожалению, такой статистики не нашла. Тем не менее, только в районе «Нового базара» автор строк при подготовке этого материала насчитала около тридцати гаражных СТО, у владельцев половины из них нет патента индивидуального предпринимателя. Понятно, что гаражные механики-самоучки никаких договоров на выполнение работ клиентам не предлагают, поэтому и ответственность за качество ремонта не несут.
Конечно, не все СТО такие, есть и те, где работают специалисты, знающие свое дело, но не о них сегодня речь. Проблема качества оказываемых услуг автовладельцам на кызылординских СТО давно назрела. И пора уже навести там порядок.