КАРАКУЛЬ MADE IN KYZYLORDA
Мира ЖАКИБАЕВА
В конце следующего месяца в двух крестьянских хозяйствах области –«Ынтымак» и «Бахытжан» Жанакорганского района начнется окот каракульских овец. В 2014 году фермеры принялись экспериментировать и завезли из Астрахани и Элисты пятьдесят пять баранов-производителей каракульской породы серого окраса.
Прорабатываются варианты открытия в Жанакорганском районе цеха по переработке каракульских шкур и пошиву генеральских шапок и воротников, решается вопрос с выделением денег на закуп российского оборудования для будущего производства.
Главный «мотор» возрождения каракулеводства в области и куратор эксперимента – президент Международной ассоциации разведения каракульных овец, академик Национальной академии наук Казахстана, лауреат Госпремий СССР и РК Хисметолла Укибаев. О каракулеводстве он знает все, развивал эту отрасль еще в советское время.
–Уверен на 100 процентов, что возрождение каракулеводства в области будет удачным, –говорит Хисметолла Укибаев. – В хозяйствах, где идет эксперимент, есть условия для развития каракулеводства. Мы хотим добиться качественного материала – цена за одну шкурку каракуля высокого качества достигает 250 долларов. Каракулеводство в Казахстане перспективно по двум причинам – каракульские овцы предотвращают опустынивание пастбищ аридной зоны, а реализация каракульских шкурок — важный дополнительный источник валютных поступлений для страны. Опыт есть –ведь в Казахстане в 60-70 годах прошлого века большое развитие получило тонкорунное и каракульское овцеводство. Во времена колхозов и совхозов численность каракульских овец в республике измерялась несколькими сотнями тысяч. Были целые районы в областях, которые специализировались именно на их выращивании и реализации каракульских смушек, которые поставлялись во многие республики бывшего Союза и в Европу, где широко использовались для изготовления шапок, шуб, воротников и многих других популярных модных изделий.
В нашей области в то время в каждом районе было по несколько специализированных каракулеводческих совхозов. С распадом Союза развалилось и каракулеводство. Поэтому голубой и серый окрас сейчас вообще штучные экземпляры, а коричневый и черный каракуль производят в мизерных количествах. Казахстанских производителей каракуля вытеснили с мирового рынка, и чтобы вернуть свои прежние позиции, надо поставлять продукцию очень высокого качества. Для этого нужны в большом количестве крупные племенные хозяйства, более активная совместная работа животноводов и ученых. Для того, чтобы сохранять имеющийся генофонд и преумножать поголовье каракульских овец, необходима государственная материальная поддержка на содержание и разведение маточного поголовья. Для удовлетворения потребности в племенных животных необходимо расширить сеть племенных хозяйств. На мировом рынке каракуля идет жесткая конкуренция, поэтому надо стремиться к тому, чтобы производимый в Казахстане продукт был высококачественным брендом республики, занимал почетную нишу и был привлекательным для потребителей в различных странах мира.
– Казахстан – единственная страна, где ученым удалось получить удивительные расцветки каракуля, –продолжает Х.Укибаев. – Каракульские шкурки серого цвета отличаются большим разнообразием оттенков и расцветок. К сожалению, развивать каракулеводство в тех объемах, которые были раньше, сейчас нет возможности. С распадом Союза селекционному хозяйству долго не уделяли внимание, и каракулеводство пришло в упадок, качество шкурок резко ухудшилось. Нужно создавать крупные племенные хозяйства, тогда можно вывести производство на промышленный уровень, ведь не так уж много в нашем сельском хозяйстве конечных продуктов, способных становиться высокоценными на мировом рынке.
У отрасли огромный потенциал, и нельзя допускать, чтобы он пропадал. Главные проблемы в том, что товар идет на сбыт в мокросоленом и сухосоленом состоянии и по низкой цене. Это связано с тем, что в республике отсутствуют предприятия по переработке каракуля, оснащенные современным оборудованием и технологиями, не развита система заготовки и хранения каракуля.
–В конце марта ожидаем приплод, — говорит директор КХ «Ынтымак» Рахимбаба Куттыбаев. –Тогда увидим, ягнята какого цвета появятся на свет. Шкуры пойдут на пошив шапок, папах, воротников для военных РК, а в дальней-
шем – и на экспорт. Сейчас есть высокий спрос на цветной каракуль, поэтому и цена его должна быть от 50 до 100 долларов за шкурку, за такие деньги мы будем добиваться производства каракуля высокого качества.
Хозяйство было организовано в 1995 году. Надо отметить, что его руководителям удалось сохранить былую мощь каракулеводческого хозяйства «Бирлик». Доставшихся от бывшего совхоза 1700 овцематок здешним фермерам удалось не только сохранить, но и приумножить поголовье. К тому же хозяйство сумело получить статус племенного, а это обстоятельство весьма выгодно.
Сейчас в «Ынтымаке» более 10 тысяч овец, из них 4000 – овцематки. Конечно, определенная часть их идет на убой, и вместо них отары пополняются молодыми овцами. В этом году животноводы планируют получить от каждой сотни овцематок по 100 ягнят, 75 процентов приплода оставят для пополнения отар, а остальные 25 – на каракуль.
В ТОО «Сыр маржаны» Казалинского района не первый год разводят овец. Голубых или, как их еще называют, «генеральских» смушек сейчас пока нет. Каракуль только черного окраса, но это не то, что требует меховая индустрия. Если в области эксперимент с разведением каракульских овец серебристого окраса будет удачным, то хозяйство к нему присоединится. В ТОО «НИИ рисоводства» для возрождения каракулеводства вновь появилась кафедра животноводства, возглавляет которую кандидат ветеринарных наук Даулет Ибрагимов.
–Сегодня в мире можно насчитать шестьдесят разновидностей каракуля, в Узбекистане, Афганистане, Туркменистане, Казахстане, а также Ираке, Южной Африке, Румынии и Молдавии развитие каракулеводства приняло крупные обороты, — рассказывает Д.Ибрагимов. – Самыми ходовыми, а также и ценными на рынке меха считаются узбекские, афганские и южно-африканские шкурки каракуля. Южно-африканский «свакара» имеет самую высокую цену. «Свакара» настолько тонкий, что его приравнивают к каракульче. Из Узбекистана шкурки по сей день поставляются в Санкт-Петербург, где и продаются на одном из крупнейших российских пушных аукционов. На нем выставляется более 100 тысяч шкурок, которые закупают Россия, Украина и другие страны СНГ. В свое время так раскупался кызылординский каракуль. На питерском аукционе его нет уже много лет. Цены же на наш — кызылординский каракуль — мизерные. Приезжают коммерсанты, максимум, что они предлагают за одну шкурку — 500 тенге.
О том, что кызылординский каракуль ценный и былая слава его еще не угасла, убедилась сама. На просторах Интернета не раз выходили мои публикации о проблемах и возрождении каракулеводства в области. Недавно на мой e-mail пришло письмо из Бухары, в котором автор Насир Ходжаев просил показать, какого же цвета получатся шкурки в наших хозяйствах. Связалась с Насиром по указанному телефону, оказалось, что он –частный предприниматель и занимается пошивом шуб, полушубков и шапок из каракуля. Начинал работать в каракулеводческой промышленности еще в советское время. Посмотрела каталог его изделий и была приятно удивлена ценам, фасонам и расцветкам. Выбор был хороший.
Радует, что это не первое письмо от заграничных читателей электронной версии «КВ». В ожидании итогов эксперимента с каракулем –частные предприниматели из Азербайджана и владелец меховой фабрики «КАФАСИС и сыновья» из Греции Анастасиос Кафасис. Они тоже хотели бы увидеть генеральские смушки made in Kуzуlorda. Возможно, и они будущие покупатели кызылординского каракуля.