Благодаря активной работе Ассамблеи народа Казахстана мы хорошо знаем о национальных праздниках различных этносов, проживающих в нашей стране. Один из них – национальный праздник татарского народа сабантуй, который издревле отмечается как обряд в честь пробуждения природы, весеннего сева.
Если исходить из значения слов, «сабан», которое в татарском языке означает плуг, а «туй» — свадьба или праздник, то получается, что общепринятое тюркское слово «Сабантуй» переводится как «свадьба (или торжество) плуга». Однако если глубже заглянуть в историю, то там можно увидеть несколько иные оттенки смысла этих слов, в особенности «сабана», который в далеком прошлом, как отмечается в словаре ученого-лингвиста XI века Махмуда Кашкари, употреблялся в значении «парная упряжка волов с земледельческими пахотными орудиями» или «пахота». В Толковом словаре татарского языка приводится шесть значений этого слова, одно из которых – весенний. В этой связи правомерно и такое рассуждение: а может, «сабан» первоначально и означал понятие «весна» (весенний день), Сабантуй с самого своего зарождения переводился как праздник весны и пробуждения природы? На этимологию этого древнего термина может пролить свет и встречающееся в современной татарской лексикологии выражение, что в старину «сабан вспахивали сохой». Подтверждением этого является тот факт, что в словаре одного из основателей тюркологии Василия Радлова, выпущенном в XIX веке, есть еще одно значение слова «сабан», а именно «пашня». В этом контексте употребление слова «сабан» несомненно, связано с пашней, землей, а не, как считается традиционно, плугом.
Что касается вопроса о том, где и когда зародился сабантуй, то в основном среди ученых бытует мнение, что Сабантуй первоначально зародился в Волжской Булгарии – государстве X - XIII вв., образованном переселенными из южных районов в Среднее Поволжье кочевыми тюркоязычными булгарами. Однако версия происхождения этого древнего праздника в X веке в Волжской Булгарии далеко не бесспорна. Сравнительно-исторический анализ основных компонентов Сабантуя и аналогичных обычаев и обрядов тюркоязычных народов показывает, что древний праздник зародился еще в добулгарский период, т.е. в древнетюркскую эпоху. Главным божеством всех древнетюркских народов был Бог неба – Тенгри, который представлялся невидимым антропоморфизированным мужским божеством, имеющим такие атрибуты, как небо, солнце, конь, орел, а также различные функции от военной до хозяйственной, юридической и собственно религиозной. И действительно, Тенгри был главным образом небесным божеством. Со времен древних тюрков его звали «Көк Тенгри» (Небесный бог). Слова «Тенгри» и «Небо» для древних тюрков были синонимами. Важно также отметить, что большинство исторических источников свидетельствуют о том, что Сабантуй у булгар первоначально характеризовал кочевнический образ жизни его организаторов. Эти компоненты – борьба, скачки, джигитовка, бег, кулачные бои и другие – имелись и у весенних праздников других тюркоязычных народов. Ритуальные элементы в Сабантуе, присущие кочевникам, прямо указывают на происхождение Сабантуя от чабан-тоя (сабан тоя). Чабан (сабан) – это пастух, туй (той) – праздник. После перекочевок с зимовок (кыстау) на летние пастбища (джайляу) устраивался праздник чабан-той. К слову, Чабан-той празднуется всеми евразийскими народами, связанными в настоящем или прошлом с кочевым образом жизни. В китайских источниках (хань-шу) сохранились сведения о праздновании ритуального праздника, похожего на сабантуй, кочевниками хунну. Этот праздник отмечался в конце мая – начале июня. В ходе празднования приносили жертвы, а также устраивали скачки лошадей и верблюдов. Именно поэтому основные действия Сабантуя часто проясняются через фольклор, мифологию и этнографию. Если Сабантуй считать театрализованным действием, то мифология (сказания, легенды) по сути является его сценарием. Связь обряда (ритуала) с мифом давно отмечена исследователями. Обряд составляет как бы инсценировку мифа, а миф выступает как объяснение или обоснование совершенного обряда, его истолкование.
Раньше Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной – с первого таяния снега до начала сева. Сейчас же сложилась единая форма праздника, произошло сокращение отдельных его этапов, исчезли устаревшие обряды. Анализ показывает, что из праздника ушли, в частности, такие моменты, как сбор продуктов для приготовления «каши» - «дэрэ боткасы», «карга боткасы», а также сбор по домам крашеных яиц, то есть, те моменты, в которых активное участие принимали дети. В этом, очевидно, сказалось влияние советской власти, когда велась широкая пропаганда против религиозно-культовых обычаев, обрядов.
Современный Сабантуй почти повсеместно проходит по единой схеме. Правда, в городах это однодневный праздник, сосредоточенный на майдане, а в сельской местности он состоит из двух частей – сбора подарков и майдана. Сбор подарков – «эйбер жыйю», «яулык жыйю», как и прежде, впечатляющее зрелище. С веселой песней юноши разъезжают из одного конца деревни в другой, собирая полотенца, платки, отрезы материи и т.д. Их прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшена лошадь наездника. Поэтому каждый юноша старается заполучить как можно больше подарков, договариваясь о них заранее со своими соседями, родными и знакомыми. В отдельных деревнях подарки собирают уважаемые в селе старики-аксакалы. Они идут от дома к дому и подвешивают подарки к шесту, который несут на плече. Подарков собирается много, они разнообразны. Как и прежде, обязательным является подарок молодой снохи – яшь килен. По традиции она дарит вышитое полотенце. Раньше каждая молодая сноха готовила свое полотенце, зная, что оно принародно будет передано одному из победителей состязаний. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии и мастерстве молодой хозяйки. Самое лучшее полотенце получал батыр Сабантуя. Это было большой честью не только для него, но и для изготовительницы подарка.
Как известно, Сабантуй содержит в себе ряд обрядовых действий, совершение которых в любом случае является общеобязательным. К таким обрядовым действиям относятся конные скачки, национальный вид борьбы «татарча көрэш», восхождение на вертикальный длинный столб, наверху которого подвешен приз, битье горшков завязанными глазами, бег в мешках и другое.
Галия КУЛБАШЕВА,
доцент кафедры философии
и политологии КГУ имени Коркыта ата