• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ТЕОРИЯ СИЛЬНА ПРАКТИКОЙ

София АЛДАМЖАРОВА
ТЕОРИЯ СИЛЬНА ПРАКТИКОЙНа сегодняшний день дуальная система обучения – одна из самых эффективных форм подготовки профтехспециалистов. Одновременно с азами науки студенты осваивают избранную профессию непосредственно на производстве. То есть 1-2 дня в неделю — в аудиториях, остальное время — на предприятиях.
В нашей области ведется работа по созданию системы подготовки профессиональных кадров. Эксперимент еще два года назад внедрили в аграрно-техническом колледже имени И. Абдукаримова. Затем в индустриально-техническом колледже (бывший лицей № 7).  Но внедрить дуальное образование в наших условиях сразу и быстро не получится. Необходимо подготовить педагогов и мастеров производственного обучения, обновить материально-техническую базу учебных заведений, усовершенствовать учебные программы, привлечь потенциальных работодателей…
— Необходим поэтапный переход к дуальной системе, — считает заместитель руководителя областного управления образования    Бахытжан Сайлыбаев. — В мире есть хорошие примеры такого обучения, прежде всего, это немецкая модель. Но зарубежные методы выстроены с учетом особенностей их  школьного образования, где обеспечена ранняя профессиональная ориентация молодежи, созданы специальные механизмы стимулирования предприятий к участию в системе подготовки кадров. Нам же необходимо учесть реалии развития казахстанского бизнеса, размещения производственных мощностей. Нам нужна своя национальная модель дуального образования, основанная на нашей специфике и перспективах развития отечественного производства.
По мнению директора региональной палаты предпринимателей Динмухамеда Абсаттарова, структура и качество подготовки специалистов системы профобразования должны соответствовать требованиям рынка. В соответствии с поручением Главы государства в области начата широкомасштабная работа по внедрению дуального обучения. Так, на базе восьми колледжей региона создаются опытные площадки. Отныне при подготовке специалистов будут ориентироваться на потребности работодателей в тех или иных технических кадрах. Более того, разработана экспериментальная региональная программа совместно с региональной палатой предпринимателей «Внедрение элементов дуальной технологии». Апробация программы будет вестись по 17 новым специальностям в восьми колледжах.   
Надо сказать, что в деле подготовки кадров, развития профессионального образования региональная палата предпринимателей принимает непосредственное участие. К примеру, недавно при палате был открыт учебный центр, целью которого является подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров, необходимых для компаний и предприятий, занимающихся перевозкой, строительством и ремонтом зданий и автомобильных дорог. Особенностью центра является то, что на его базе будет проводиться оценка уровня профессиональной подготовки выпускников, а также будут организованы курсы для преподавателей и мастеров производственного обучения колледжей. В настоящее время в центре начата подготовка машинистов бульдозера и водителей автотранспортных средств категории «В».
Чтобы понять, в каких кадрах нуждается экономика региона, у нас впервые в республике был составлен баланс трудовых ресурсов. Колледжи и вузы будут ориентироваться на него. К примеру, нужны кадры в горно-металлургической сфере, дорожники, строители, ветеринары, мелиораторы, токари, монтажники… Поэтому в профессиональных колледжах оптимизировали девять специальностей, которые дублируют друг друга, и необходимости в подготовке таких кадров нет. Это такие специальности, как повар, оператор ЭВМ, швея… Вместо них открыли новые востребованные 13 специальностей. Так, в Кызылординском индустриально-техническом колледже будут готовить по таким специальностям, как мастер холодильно-компрессорного оборудования, по ремонту и обслуживанию бытовой техники и оборудования телекоммуникаций, а в колледже строительства и бизнеса – мебельщиков, мастеров теплотехнического оборудования и системы обеспечения тепла. В Кызылординском аграрно-техническом колледже имени И. Абдукаримова открылась специальность «Стекловолокно и производство стеклянных изделий». Новые специальности появились и в гуманитарном колледже имени М. Маметовой. Здесь готовят специалистов по вычислительной технике и программному обеспечению, техников-программистов, техников по защите информации.  Начата работа по перепрофилизации индустриально-аграрного колледжа в поселке Шиели на подготовку специалистов горно-металлургической отрасли. Здесь будут готовить машинистов буровой и компрессорной установки, специалистов переработки полезных ископаемых и других.  Выделены средства на капремонт корпуса и общежития колледжа, обновлена материально-техническая база учреждения, так, выделено 27 миллионов на оснащение учебно-лабораторной базы. 15 преподавателей и мастеров колледжа проходят подготовку и переподготовку в Минске. С нового учебного года в колледжах добавятся еще десять новых специальностей.
Безусловно, все это хорошо, но есть проблема, например, с педагогами, обучающими  новым специальностям — они должны знать методику дуального обучения. На эти цели тоже выделяются солидные средства, мастера и педагоги проходят обучение и подготовку по международным стандартам. В текущем году впервые 115 инженеров-педагогов повысили знания в лучших учебных центрах Беларуси. Кроме того, представители трех колледжей выиграли грант Министерства образования и нау¬ки РК (по линии Всемирного    банка) и проходят переквалификацию во Франции и Германии.  
— Нам совместно с работодателями необходимо разработать профессиональные стандарты по специальностям, по которым готовят в колледжах, — говорит Б. Сайлыбаев. – К примеру, разработать модель специалиста-газоэлектро¬сварщика, соответствующую требованиям работодателей. Профессиональные стандарты образования — это  запросы бизнеса на качество техстандартов в подготовке кадров. И профстандарты должны разрабатывать  профильные, отраслевые  ассоциации. В профессиональном образовании мы планируем укреплять тесные партнерские отношения с бизнесом. Колледжи будут ориентированы на потребности работодателей.
К слову, дополнительным элементом развития профессионального образования, подготовки квалифицированных кадров может служить передача ряда колледжей и вузов в доверительное управление крупным предприятиям. Сегодня доля работодателей в подготовке кадров не превышает одного процента, тогда как в развитых странах этот показатель находится на уровне тридцати процентов.  Надо сказать, что у нас работодатели стали  активнее включаться в процесс подготовки кадров для своих предприятий. Примером взаимовыгодного сотрудничества может служить  компания «Бест-сервис», которая готовит для себя кадры в индустриально-техническом колледже на основе корпоративного управления. Компания совместно с ТОО «Аль-Асад» и «Раим» создали так называемый консорциум в сфере сервисных услуг. В результате совместно с колледжем организован полный цикл обучения и практики студентов на базе этих предприятий.
Желание принимать участие в подготовке кадров изъявили и такие компании, как «Камкор-вагон», которая сотрудничает с Казалинским транспортно-техническим колледжем, «Казатом¬пром», «Сыр жихазы», «Нурай», «Фотон», «Планета Меркурий», «Сырэнергогаз-3», «РЗА», КРЭК, «Асар», «Балауса» и другие. Но необходимо создать и  разработать  экономические  стимулы для  работодателей, к примеру, в сфере налогообложения. В республике разработан проект Дорожной карты дуального образования, согласно которой в каждом регионе определены колледжи, которые  будут переданы в управление  или будут тесно работать с предприятиями. В ближайших планах — решить, как вовлечь работодателей  в процесс  подготовки кадров.
— Работодатели часто выражают претензии и критикуют качество подготовки специалистов, хотя зачастую бывают недоступны для прохождения практики студентов и профессиональной  стажировки преподавателей, — говорит Б. Сайлыбаев. – К сожалению, на производстве фактически забыто понятие профессионального наставничества. Это отношение  нужно менять, производство должно стать практической учебной площадкой для подготовки кадров. Здесь роль Национальной  палаты предпринимателей  очень важна.
Престиж технических специальностей растет. Доказательство тому – растут конкурсы в профессиональных колледжах. Стимулом для поступления служит и то, что лицеи получили статус колледжей, причем трудоустройство после окончания обеспечено. Свои плоды приносит просветельско-пропагандистская работа управления образования совместно с региональной палатой. В школах необходима профориентационная работа, пропаганда человека труда с рабочей профессией. Необходимо на системной основе проводить разъяснение для повышения привлекательности рабочих и инженерно-технических специальностей, изменения в лучшую сторону статуса рабочей профессии.
Напомню, что подготовке необходимых экономике кадров руководство области уделяет пристальное внимание. Хорошей возможностью освоить востребованную специальность в ведущих вузах страны и России для многих выпускников из малообеспеченных семей стал грант акима области. В 2014 году в Московский институт стали и сплавов поедут учиться 70 человек, в Санкт-Петербургский технологический университет растительных полимеров – 25.
— Создание Евразийского экономического союза, естественно, приведет к необходимости инте¬грации систем образования стран-участников к созданию единого образовательного процесса, — говорит Бахытжан Сайлыбаев. – Это даст возможность студентам свободно передвигаться в образовательном пространстве. К примеру, студенты по кредитной технологии могли бы в форме экстерната параллельно освоить профессионально-образовательную программу другого учебного заведения и получить диплом двойной степени. В общем, союз трех стран-участниц открывает большие возможности абитуриентам и студентам для обучения по востребованной специальности.
Отметим, что возможность получить бесплатно профессиональное образование, причем по самым востребованным специальностям, государство предоставит более пяти тысячам кызылординцев. Поэтому всем, кто не набрал проходных баллов в вуз во время ЕНТ, а также учащимся, закончившим девятый класс, стоит подумать о возможности получить профессию, которая будет востребована в рамках реализации индустриально-инновационных проектов.
21 августа 2014 20 август 2014 г. 0 0