Родители двух семиклассников городской средней школы № 8 обратились в городское управление внутренних дел с жалобой. В ней говорилось о том, что тишину в классе учитель казахского языка устанавливает своеобразно – рукоприкладством. Судебно-медицинская экспертиза отнесла телесные повреждения на теле детей к легким. Молодой педагог понес ответственность перед законом по статье 137 Уголовного кодекса РК.
Сотрясением головного мозга закончился в прошлом году для учащегося девятого класса урок физики. Дикий случай произошел в средней школе № 52 аула Суттыкудык Жанакорганского района. Педагог, «тщательно вбивавший» знания в головы школьников, привлечен к уголовной ответственности.
В ауле Бидайколь Шиелийского района учительница начальных классов средней школы № 148 избила ученицу второго класса.
Список подобных нарушений можно было бы продолжать. Но большинство случаев чаще всего тщательно скрываютсядирекцией школы и отделами образования. Не хотят ввязываться в судебные тяжбы и родители. Одни считают сие занятие бесполезным, другие предпочитают отмалчиваться. Ответственность же педагог может понести лишь в том случае, если о факте избиения официально заявлено в органы правопорядка. В противном случае такие нарушения часто сходят с рук учителям.
Кстати, за подобные «воспитательные» меры предусмотрено наказание в виде штрафных санкций вплоть до лишения свободы до двух лет без права занимать определенные должности.
Однако круг насилия над детьми школой не ограничивается. Согласно опросу, большинство детей насилие в среде сверстников воспринимает как само собой полагающееся. Семейное же рукоприкладство вовсе не считают попиранием их прав и свобод. Шлепок в воспитательных целях иногда не помешает. Но часто доходит до абсурда. К примеру, в департамент по защите прав детей обратилась женщина с жалобой на собственного мужа. По ее словам, супруг систематически избивает их дочь, вымещая на ребенке свой гнев. Попытки матери вмешаться в «процесс воспитания» заканчиваются избиением обеих. С такими обращениями департаменту приходится сталкиваться часто.
Настораживает и такая тенденция: дети не считают, что родители способны решить их проблемы. Так, на один из вопросов анкеты «Кому вы могли бы рассказать о ситуации с жестоким обращением?» почти 30 процентов опрошенных детей выбрали в качестве собеседников своих друзей. Лишь чуть более 13 процентов респондентов хотели бы поделиться наболевшим с родителями. И лишь пять процентов детей могли бы обратиться к психологу. Вот что думает по этому поводу школьный психолог Акмарал Калмурзаева:
- Задайте себе вопрос, когда вы в последний разразговаривали со своим ребенком. Согласитесь, что чащевсегоразговорыс детьми сводятся к чтению нотаций: мол, нельзя так себя вести или криторическому вопросу:«Ну,чтонового?»Задав вопрос, мы тут же о нем забываем и уже не слышим, что нам говорит ребенок. Почему дети не рассказывают освоихпроблемах? Отчастиоттого,что мы не хотим о них слышать. Поэтомустарайтесь совместноснимрешатьнетолькоего проблемы, но и свои, расскажите ему о том, что вас волнует. И тогда вы точно сможете его обезопасить и помочь ему вовремя принять правильное решение.
Отсюда статистика. С начала года в правоохранительных органах зарегистрирован 1421 привод в полицию несовершеннолетних. 69 подростков были помещены в ЦВИАРН за различные проступки. Вотношении 1167 подростков бы- ли применены административные меры наказания. За пять месяцев текущего года совершено 51 преступление несовершеннолетними лицами. Из них 3 преступления отнесены к легким по тяжести, 38 – к средним, 9 – к тяжелым,и одно преступление отнесено к очень тяжелым.
- Дети не рождаются агрессивными. Они учатся агрессии как одному изспособов взаимодействия с окружающим миром, - говорит педагог с многолетним стажем Гуля Ильясова.- Другая причина заключается втом, что дети становятся агрессивными, когда ихрасстраивает что-то вшколе, когда ихобижают, оскорбляют, когда школа становится местом, где они нечувствуют себя комфортно.В этих случаях дети часто проявляют агрессию поотношению кодноклассникам и учителям. Учителя нередко знают обэтом, нонепрепятствуют такому поведению, считая его нормальным.
Часто бывает так, что на агрессию ребенка учитель отвечает тем же. Ужасающая тенденция. Ведь главное предназначение педагога – это воспитывать, искать компромиссы, находить с детьми общий язык. А не делать из детей «мальчиков для битья», срывая на них свою собственную нереализованность и проблемы.
София АЛДАМЖАРОВА.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |