ХРОНИКА СТРОЙКИ ВЕКА
Дневниковые записи о строительстве нашей плотины оставил потомкам Алексей Николаевич Киселев, от первого и до последнего дня возведения проработавший на эпохальном объекте. Прошедший путь от рядового инженера ПТО до начальника строительного управления, после он принял участие и в строительстве Казалинского гидротехнического сооружения, еще в одном месте сдерживающего напор могучей реки.
Началось все, как это бывает, с «бумажки», решения Союзного правительства:
«Во исполнение пункта 23 постановления СНК СССР № 1525 от 31 октября 1944 года организовать с 1 января следующего года в городе Кзыл-Орде управление по строительству Кзыл-Ординской плотины под названием «Кзылордаплотинстрой» с подчинением его непосредственно Наркомату водного хозяйства».
Несмотря на послевоенный кризис, в феврале 1945 года управление было организовано. Не было ни материалов, ни рабочей силы, тем более – строительного оборудования, но правительство торопило – стране нужно было есть. Наша аграрная область могла развиваться, а значит, обеспечивать голодающий после войны народ продуктами сельского хозяйства только за счет расширения посевных площадей риса и широкого обводнения пастбищ. Водозабор из Сырдарьи оставлял желать лучшего. Если бы не построили плотину, уровень воды в каналах, подающих на поля воду, зависел бы от природного фактора – горизонта воды в реке. Говоря проще: есть вода в реке, есть она в каналах, на полях. До пуска плотины было обычным делом, когда воды в реке то в избытке (приходилось вести борьбу с ней), то в недостатке (борьба с засухой). Рис давал в те годы разные урожаи.
Не было в год открытия большой стройки в Кзыл-Орде рабочих-строителей, стройматериалов, механизмов тоже взять было неоткуда. Вспомнили о народном методе – асаре. Все районы области отправили в город молодежь, для которой открыли строительные училища. Городские подростки и дети колхозников оказались способными учениками, и вскоре ребята возводили временное жилье для рабочих – землянки и бараки из сырцового кирпича, гаражи и ремонтно-механические мастерские. Построили небольшой кирпичный завод, на котором первое время из-за полного отсутствия механического оборудования заготовку глины, формовку и обжиг вели вручную.
В 1946 году правительство СССР приняло решение использовать на строительстве гидроузла пленных японцев, 1200 человек. В первый же год они отстроили лагерь, состоявший из десяти бараков, баню, столовые, склады. Но главной их нагрузкой были земляные работы. На устройстве отводящего русла вручную, перенося грунт корзинами, в лютые морозы зимой 1946-47 годов военнопленные вынули 60 тысяч кубометров земли!
В 1947 году вышло постановление Союзного правительства об оказании помощи стройке. Сюда пригнали около ста автомобилей, в основном трофейных, привезли также мотовозы, передвижные электростанции и дизель-генератор. Наладились поставки цемента и леса.
Одновременно развернулось и строительство жилого поселка. В конце 1947 года новоселы заселили четыре двенадцатиквартирных дома, пять восьмиквартирных. На плотине в это время рыли котлован под сооружение. «Кзыл-Ординская экскаваторная станция» состояла тогда из двух (!) экскаваторов.
В том же (1947) году была проложена гравийная дорога от Кзыл-Орды к поселку строителей протяженностью в десять километров, а в конце года по железнодорожной ветке «12 разъезд – гидроузел», длиной в семь километров, был подан первый вагон, в котором доставили дизель-генератор «Фултон».
Новый – 1948 год - был ознаменован следующими событиями. В марте на рытье котлована под плотину был доставлен экскаватор «Воткинец», объем ковша которого составлял один кубический метр. Разработка котлована вначале велась только до грунтовых вод, то есть на глубину 3-3,5 метра, с дальнейшей погрузкой земли на бортовые машины, которые затем разгружали вручную. Только к концу года стройка получила первые самосвалы. Темпы работ намного возросли. Набирало ускорение жилищное строительство. В поселок провели водопровод с временным водозабором из реки. До этих пор водоснабжение велось весьма прозаично – путем подвоза воды в цистернах.
Росло и население поселка. В начале 1948 года здесь насчитывалось уже свыше 25 тысячи жителей, Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР он был назван Тас-Бугет с отнесением к категории поселков городского типа. В 1948 году, уже в третий раз, сменилось руководство стройки. Конец же года строители гидросооружения завершали с неплохими, в общем-то, показателями. План работ был перевыполнен.
В следующем, 1949-м году из-за отсутствия водоотливного оборудования и электроэнергии строительство плотины было на грани консервации. Тем не менее, продолжается строительство поселка Тас-Бугет, в том числе и здания электростанции на три агрегата и правобережной дамбы обвалования. В середине лета стройка пополнилась рабочими из спецпереселенцев, начали поступать механизмы (тракторы, экскаваторы) отечественного производства. И, судя по отчетам, несмотря на практическую консервацию главного объекта, план работ 1949-го года строители выполнили почти на 200 процентов.
1950-й год. Введено в строй здание электростанции, смонтирован двигатель «Фултон». Однако, на стройке по-прежнему нет электроэнергии. Причина – отсутствие трансформаторного хозяйства и резервных двигателей. Основной объем работ ведется по возведению оградительных дамб на отводящем и подводящем руслах. Для ускорения их разработки ввели плавучие земснаряды с высокой производительностью. Объем всех выполненных земляных работ в 1950 году составил свыше миллиона кубометров.
1951-й год. Продолжаются работы по рытью котлована плотины и организации поверхностного водоотлива, привод которого осуществляли два трактора, что позволило углубиться на три, а местами даже на четыре метра. Стройка получила дизель-генератор отечественного производства, мощность которого 400 кВт. Однако нет трансформаторной подстанции и другого второстепенного оборудования для распределительного устройства сооружения. В 1951 году закончено строительство оградительных дамб, начаты работы по вводу большого бетонного хозяйства. Проектная мощность бетонного завода достигла 40 тысяч кубометров бетона в год. Попутно монтировались установки по обогащению гравия и песка.
Железнодорожная ветвь протянулась до гравийных бункеров и механизированного цементного склада. Пополнился пятнадцатью самосвалами, другими механизмами технический парк. План выполненных земляных работ составил 1,5 миллиона кубометров.
1952-й год. Продолжаются работы по рытью котлована плотины, подводящего и отводящего русел, на которых используются для водоотлива земснаряды. К середине года часть котлована до проектных его отметок была готова, и началась забивка шпунта. Впервые в практике страны применили вибропогружатели, которые были изготовлены силами рабочих местных мехмастерских. В тот год стройка наконец получила дополнительно оборудование электростанции и в сентябре – дизель-электростанцию мощностью 1200 кВт. Сразу после пуска электростанции начали работать водопонизительные установки, и земляные работы на котловане пошли более споро. К концу года почти весь котлован плотины был закончен, что позволило строителям более спокойными темпами вести остальные работы. В сентябре 1952 года были уложены первые кубометры бетона в отдельные блоки правобережного регулятора.
1953-й год. Пущен в действие бетонный завод, многие процессы которого были механизированы. За год в основание плотины строители гидросооружения уложили свыше 22-х тысяч кубометров бетона. Развернулись также большие работы по укреплению дна, откосов подводящего русла. Использовался камень, который строители получали со своего карьера, открытого в 20-ти километрах от станции Яны-Курган.
В 1953 году в Ташкенте был организован Всесоюзный трест «Средазгипрострой», в ведение которого было передано строительство Кзыл-Ординской плотины. Запомнился этот год резким увеличением числа машин и механизмов на стройке. Строители плотины получили 75 самосвалов «МАЗ» и около ста машин других марок.
В декабре, во время ледо-става, из-за неблагоприятных погодных условий на Сырдарье образовались сильные заторы, в результате чего река в некоторых местах вышла из берегов, затопила часть города, а затем – отводящее русло гидроузла и котлован плотины. Частично затопленным оказался и Тас-Бугет. Через котлован и отводящее русло пошел поток воды силой до 90 кубометров в секунду. Пришлось проводить аварийные мероприятия, чтобы хоть как-то ограничить попадание воды в строящийся котлован и затем вести его очистку ото льда, ила и воды.
1954-й год. Продолжаются работы по укладке бетона в тело плотины, возводятся «быки» и стены сооружения. Темп работ резко упал: сказывается нехватка рабочих высокой квалификации, лесоматериалов. В середине лета стройка переходит в ведение Минводхоза Казахской ССР. А к концу года начинают поступать первые партии мехоборудования плотины: затворы, закладные части и прочее.
В сентябре вновь снято руководство объекта. Правительством принято специальное решение об ускорении темпов строительства Кзыл-Ординского гидроузла и освоения на его базе новых земель под посевы риса. Разрешено было вести дополнительную вербовку рабочих по всем областям республики. Срочно стали строить общежития, дома из сборных конструкций. К концу года число рабочих на стройке увеличилось с 400 до 1000 человек.
1955-й год. Проводятся работы по монтажу мостов и мостиков, подкрановых балок, ведется сбор оборудования. В завершающей стадии земляные работы на отводящем и подводящем руслах.
1956-год стал последним годом строительства гидроузла. К июню были закончены бетонные работы, смонтированы затворы и гидроподъемное устройство. Пятого июня 1956 года приемная комиссия разрешила произвести затопление котлована и начать рабочее испытание затворов, устранение неисправностей, выявленных в ходе испытаний, строители завершили к 23 июня. И именно в этот день - 23 июня 1956 года - осуществлен пропуск воды по новому руслу и Кзыл-Ординскому гидроузлу.
Плотина, как показали дальнейшие события, в том числе и последние половодья, и все ее сложное оборудование работают исключительно надежно. Единственный день, когда произошли «накладки» в ее эксплуатации – 31 июля 1956 года. Тогда началось перекрытие старого русла реки Сырдарьи и направление всего водяного потока по новому руслу.
Проект предусматривал перекрытие русла реки «банкетным» способом - с понтонного моста камнем. Однако понтонного моста большой грузоподъемности в области не было. Тогда инженерно-технический персонал плотины принял самостоятельное решение – перекрыть русло «пионерным» способом, используя при этом доступные местные материалы - хворост, землю. Это превзошло все ожидания. Перекрытие Сырдарьи было успешно завершено, причем с большой экономией средств и материалов, и что интересно - в дальнейшей практике этот способ перекрытия речных потоков стал основным при строительстве подобных гидросооружений на реках.
Наталья ДЕНИСОВА.