• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПОЗИТИВНЫЙ РЕСУРС КАЗАХСТАНА

Предстоящее председательство Казахстана в ОБСЕ вызывает пристальный интерес европейских партнеров. Еще бы, ведь это первый в истории случай, когда авторитетную организацию возглавит страна из Центральной Азии, да и на всем постсоветском пространстве – первый. А потому вполне понятен горячий интерес Старого Света, который ощущается во всем: в пытливом внимании к процессам демократизации в нашей стране и сопутствующих дискуссиях, в практической помощи, которую оказывает ОБСЕ, помогая нам подготовиться к предстоящей ответственной миссии. Помощь эта, следует заметить, заключается не только в рекомендациях, диктуемых из Вены, но и в кропотливой работе с кадрами – для отечественных дипломатов, государственных служащих организуются спецкурсы и семинары. Не остаются в стороне и представители четвертой власти – журналисты. Недавно по приглашению Министерства иностранных дел Германии и Европейской академии Берлина представители СМИ Казахстана, Узбекистана и Таджикистана побывали в тематической поездке, посвященной деятельнос- ти ОБСЕ.

Паритет и приоритет
Несмотря на то что журналистский пул для поездки был сформирован из представителей СМИ трех государств Центральной Азии, наша страна находилась в безусловном приоритете. Это было заметно уже потому, что из десяти человек шесть представляли казахстанские средства массовой информации. Состоявшиеся встречи, а их было около тридцати, в Берлине, Гамбурге и Вене лишь укрепили в этой мысли. Иногда, право слово, было неудобно перед коллегами, когда тот или иной чиновник ОБСЕ всех присутствующих идентифицировал с Казахстаном. 
Впрочем, этот факт легко объясним предстоящим председательством нашей страны в организации. Старый Свет в этой связи возлагает на нас особые надежды. 
– Мы убеждены в том, что председательство Казахстана в ОБСЕ даст новый импульс развитию организации. Это шанс продолжить начатые реформы, – отметил в ходе встречи с журналистами заместитель министра иностранных дел ФРГ Гернот Эрлер. 
Германия поддержала кандидатуру нашей страны на пост председателя ОБСЕ по нескольким причинам. Одна из них – кризис внутри организации. Если несколько лет назад о нем говорили только эксперты, то сегодня об этом открыто заявляют на всех уровнях. Вот как сформулировал ситуацию Гернот Эрлер: 
– Возникает чувство, будто идет игра в одни ворота, и западные страны заняты лишь тем, что навязывают свои принципы восточным государствам. Предстоящее председательство Казахстана автоматически сдвигает баланс в направлении Востока. И мы надеемся, что ОБСЕ не будет считаться западным инструментом контроля, а сама организация станет лучше. 
Кроме того, есть ожидания, что Казахстан продолжит процесс реформ. Мы с нетерпением ждем вашего председательства, отметил исполнительный директор офиса генерального секретаря ОБСЕ Пол Фрич, выразив озабоченность бытующим мнением о существовании одних стандартов для ЕС и других – для стран к востоку от Вены. А то, что Казахстан возглавит ОБСЕ, отвечает духу хельсинкского процесса, демонстрирует, что наряду с равными обязанностями все члены организации имеют к тому же и равные права. Кроме того, как заметил Пол Фрич, есть надежда, что наше председательство будет способствовать улучшению отношений ОБСЕ с Россией, послужит эдаким цементирующим составом, который ослабит напряжение внутри организации. 
Многие политические деятели Европы понимают, что реформы в организации нужны. Вопрос в том, какие реформы? 
Хеди Вегенер, депутат Бундестага, председатель Германо-центральноазиатской межфракционной парламентской группы, на вопрос о возможных путях реформирования организации ответила, например, что у нее нет готового рецепта. Между тем фрау Вегнер согласилась с тем, что тяжеловесность аппарата ОБСЕ заметно растягивает во времени все процессы в организации. 
Кто разбудит «спящую
 красавицу»?
...Жила-была организация по имени ОБСЕ, и было у нее три «корзины»: военно-политическая, экономико-экологическая и гуманитарная. Когда организация немного подросла, «корзины» превратились в измерения. Когда же стала она совсем взрослой, то заметила, что одно из измерений заметно подавляет своей силой все иные. 
Так начал свою статью «Сон спящей красавицы» в ежегоднике ОБСЕ директор курса по международной политике безопасности Женевского центра (GCSP), доктор Пал Дунай. 
В публикации автор сделал акцент на перекосах в работе ОБСЕ, в частности на том, что военно-политический аспект, некогда ключевой, в нынешней повестке дня организации является наименее эффективным направлением деятельности. Вот уже на протяжении нескольких лет ведутся дискуссии о том, как бы вдохнуть новую жизнь в это измерение. 
Среди рецептов – предложенный Россией договор паневропейской безопасности. Первоначально эта инициатива встречена в штыки, но впоследствии тема получила развитие в так называемом «процессе Корфу», который недавно стартовал на одноименном греческом острове в ходе встречи министров иностранных дел государств – членов ОБСЕ. Данный шаг рассматривается политологами как первый раунд новой геополитической игры. И естественно, прибыв в императорский дворец Хофбург в Вене, где расположена штаб-квартира ОБСЕ, мы не могли не затронуть данную тему. 
– Наступил момент, когда нужно по-новому взглянуть на то, в каком ракурсе мы рассматриваем безопасность в настоящий момент на фоне ранее принятых и подписанных в 70-х и 90-х годах документов, – подчеркнул Мартин Незирски, пресс-секретарь организации.
По его словам, встреча на Корфу была важным моментом, который определит деятельность организации на ближайшие годы. Она вырисовывает новый подход к проблеме безопасности. При этом основной лейтмотив дискуссий заключается не в том, что ОБСЕ необходимо как-то изменить поставленные задачи, напротив, нужно двигаться вперед на основе уже имеющихся достижений. 
Изменившийся политический ландшафт в Европе и мире требует нового подхода к выстраиванию системы безопасности. Однако дискуссии подобного рода – дело непростое. Достаточно вспомнить, что перед подписанием Хельсинкского заключительного акта в 1975 году проведено четыре тысячи различных встреч и конференций. Учитывая революционный характер инициативы, выдвинутой Россией, диалог также может затянуться. Это непростой путь, но, как подчеркнул М. Незирски, его необходимо было начать.
Следующий этап процесса – запланированная встреча министров иностранных дел государств – участников ОБСЕ в Афинах в декабре текущего года. Там ожидается принятие определенного политического документа, который будет отображать достигнутый сторонами уровень согласия по проблематике безопасности.
К слову, заданный импульс может сыграть большую роль, в том числе и в предстоящем председательстве Казахстана. Как отмечалось, сегодня есть страны, которые ставят вопрос о необходимости проведения саммита ОБСЕ в 2010 году, приуроченного к 35-летию организации. Казахстан поддерживает данную инициативу, как поддерживает и предложения России о разработке документа о европейской безопасности. 
Как заявил в одном из своих выступлений глава МИД Казахстана Марат Тажин, «ключевой задачей» председательства Астаны в ОБСЕ является сохранение и укрепление организации в качестве крупнейшего регионального форума по безопасности, открытого для равноправного диалога на основе развития всех трех измерений. Должен быть восстановлен баланс между тремя «корзинами» без умаления значения какой-либо из них...

«Сторожевой пес» Европы
Именно так называют ОБСЕ, которая, несмотря на ряд противоречий, остается ключевой трансатлантической структурой по вопросам безопасности. Причем главный упор в своей деятельности организация делает на работе 18 полевых миссий, которые, если рассматривать их географически, тяготеют к Востоку. 
Для сравнения, в штаб-квартире ОБСЕ в Вене 350 сотрудников, тогда как в поле работают более трех тысяч человек. Им отдается приоритет и в финансовом плане.
Как отметил М. Незирски, бюджет организации сокращается, несмотря на то что вызовов становится больше. В 1994 году он составлял 180 миллионов евро, а в нынешнем году – на 20 миллионов меньше. 
– Мы понимаем, что деньги нужно использовать эффективно, особенно в свете мирового финансового кризиса, и поэтому 70 процентов всех средств направляются для работы миссий на местах.
Если же говорить о механизмах деятельности ОБСЕ, то приоритетом здесь является превентивная политика, которая призвана гасить конфликты в зародыше. 
Первое – это функция раннего предупреждения, которая реализуется через заседания Постоянного совета каждый четверг в штаб-квартире ОБСЕ. В ходе тематической поездки журналисты Центральной Азии имели возможность побывать на одном из заседаний и были впечатлены накалом дискуссий. В этот день прозвучал доклад представителя ОБСЕ по вопросам свободы прессы Миклоша Харашти. 
Другим важным направлением деятельности является предотвращение конфликтов. Если между странами возникает напряженность, важно, чтобы они продолжали взаимодействовать как в рамках Постоянного совета, так и в кулуарах, поскольку альтернатив диалогу нет. 
Ну а когда вышеназванные рычаги влияния не срабатывают, ОБСЕ выходит на этап регулирования кризисов, а затем – постконфликтное восстановление. Принимаемые организацией решения являются обязательными с политической, но не юридической точки зрения. И в этом смысле ОБСЕ отличается от других структур. 
Еще один ключевой аспект деятельности – правило консенсуса. С одной стороны, его можно рассматривать в негативном свете, так как он затрудняет процедуру принятия решений, но с другой – коль скоро решения принимаются таким образом, они по логике должны исполняться всеми.

Опыт толерантности
Что касается предстоящего председательства Казахстана в ОБСЕ, то Германия поддержала нашу страну не только в политическом, но и в практическом плане. Так, например, в преддверии миссии активно проводятся совместные семинары с казахстанскими дипломатами. Эту почетную обязанность взял на себя Центр исследований ОБСЕ при Гамбургском институте исследования проблем мира и политики безопасности. Директор центра Вольфганг Цельнер отметил, что в 2008–2009 годах трижды организовывались подобные тренинги, которые проводятся по четырем модулям: гуманитарное измерение, предотвращение конфликтов, экономико-экологическое измерение, включая новые угрозы и вызовы, а также роль и ответственность действующего председателя. 
Последний спецкурс прошел с первого по 14 июня для сотрудников МИДа из Казахстана и Литвы, то есть стран, которые будут председательствовать в ОБСЕ, соответственно, в 2010 и 2011 годах. 
В течение двух недель севшие за парты чиновники прослушали около ста лекций, провели десятки встреч. Иногда участники программы жаловались, что не остается времени ни на что, но в итоге остались весьма довольны. 
Преподаватели курса в свою очередь констатировали значительный прогресс. Если в первые дни дипломаты при великолепном знании английского языка все же затруднялись формулировать вопросы в «риторике ОБСЕ», то к концу тренинга для них это не составляло никакого труда. 
Следует отметить, что проведение семинаров – не единственная задача центра. Номинально он не входит в структуру ОБСЕ, но, имея тесные связи с организацией, проводит исследовательские работы по целому ряду направлений. Изучается, например, эффективность деятельности ОБСЕ, в частности таких ее инструментов, как институт верховного комиссара по делам национальных меньшинств (ВКМН), полевых миссий и других. Таким образом, сотрудничество идет с особым упором на региональный контекст. Если брать во внимание Центральную Азию, здесь активно изучаются экономическая ситуация, вопросы миграции, проблемы торговли наркотиками и людьми, экстремизма и терроризма. 
– На Центральную Азию сегодня смотрят с точки зрения больших геополитических процессов. Однако нужно рассматривать и тот момент, что здесь пересекаются многие религии и культуры, – сказал В. Цельнер. Подчеркивалось, что в Казахстане есть уникальный опыт сосуществования различных этносов, культур и религий. Можно ли воспринять этот положительный опыт? Как сделать, чтобы религия воспринималась исключительно как позитивный ресурс? На эти вопросы нам еще предстоит ответить...

Как исчерпать конфликтный потенциал
Речь зашла и о существующем потенциале дестабилизации в Центральной Азии, который связан, прежде всего, с Афганистаном.
– Мы до сих пор не знаем, насколько успешно будет работать западная коалиция, выполняя свою миссию в Афганистане, – отметил В. Цельнер. В качестве иллюстрации своих слов, он привел данные одного из интервью, в котором прогнозируется провал миссии, если в ближайшие полтора года не удастся улучшить обстановку в Афганистане. Говоря о проблемах производства наркотиков афганского происхождения, он также отметил «определенную беспомощность в проводимой альянсом стратегии».
Более сдержан в оценках заместитель министра иностранных дел ФРГ Гернот Эрлер. 
– У нас есть жертвы – убиты около 40 солдат. Однако работу необходимо продолжать, другой альтернативы нет, – подчеркнул он. – И хотя проблемы остаются, вопрос вывода войск не рассматривается. 
В связи с этим, как подчеркивалось, важен процесс создания полноценной афганской армии и обученного полицейского корпуса. С 20 августа прошлого года район Кабула находится под контролем афганцев, и террористических актов стало значительно меньше. 
Для справки: Германия в составе международных миротворческих сил направила в Афганистан третью по численности группировку в составе 4,5 тысячи военнослужащих. 
Есть в Центральной Азии и ряд других дискуссионных вопросов. Для решения блока поставленных задач принята центральноазиатская стратегия ЕС по четырем приоритетам. Это налаживание диалога в области прав человека, развития правового государства, использование европейских структур для создания единой системы водо- и энергоснабжения в Центральной Азии. Кстати, Германия, как отметил Г. Эрлер, имея большой опыт в этой сфере, заинтересована в разработке проекта и его софинансировании. Цена вопроса – десять миллионов евро.
Третий и четвертый проекты касаются сферы образования и организации научных связей между нашими странами, а также борьбы с организованной преступностью, наркотрафиком, сотрудничества в области пограничного контроля. По тем же позициям выстраивает свою работу ОБСЕ. 
Словом, в плане обеспечения безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока многое еще предстоит сделать. Необходимо восстановить доверие между всеми 56 участниками ОБСЕ, не просто подтвердить существующие принципы и обязательства, что уже не раз наблюдалось, но и на деле обеспечить сближение позиций. И главное, необходимо обновить механизмы противодействия классическим и новым вызовам и угрозам.
Владимир КУРЯТОВ.
(«Казахстанская правда» от 18.07.09 г.).
22 июля 2009 22 июль 2009 г. 0 0