• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПОЧЕМУ ЭКСПОНАТЫ НЕ ДОХОДЯТ ДО МУЗЕЕВ

Традиционно сельский историко-краеведче­ский музей представляется нам пыльным старым зданием, которое местные люди не посещают. Ну что там смотреть? Все одно и то же, с момента открытия и много-много лет. Разве только заезжего гостя привести к «достопримечательности» на полчаса, может, ему будет интересно?

Но есть и исключения. Жалагашский районный историко-краеведческий музей удивляет насыщенной культурной жизнью. Настоящий очаг культуры. Здесь всегда готовы провести познавательное мероприятие, проконсультировать любознательного краеведа, сделать тематиче­скую подборку экспонатов, и, что немаловажно, она будет интересной и грамотно построенной. А иначе, наверное, и быть не может, когда заведует музеем увлеченный ответственный человек, которому удалось подобрать штат из толковых научных сотрудников.

Когда-то на месте музея практически на центральной площади поселка Жалагаш находился старый кинотеатр. В перестройку он перестал себя оправдывать, за считанные годы обветшал. Когда массовое кино в селе «накрылось» совсем, стало понятно, что строение нужно перепрофилировать. Но сделать это важно было с умом. Не в «комиксном» варианте, когда в старом клубе размещают овчарню. Исполнительная власть призадумалась, и в 1999 году вышло решение акима района (тогда им был избранный недавно сенатором Кожахмет Баймаханов) о передаче здания кинотеатра под здание музея.

- Во время капитального ремонта строение было перепланировано так, что у нас появились галерея, объемный панорамный зал, удобный лекционный уголок, - рассказывает директор музея Мирамкуль Биманова. – И помещение, ранее соответствовавшее эстетическим нормам советского периода, ведь отстроено оно было в 1957 году, по-новому «заиграло». Едва войдя сюда, сразу понимаешь, что здесь может быть только музей и ничто другое.

Экспонаты для районного историко-краеведческого музея были собраны по крупицам. Научные сотрудники выезжали в аулы, здорово музей работает и с населением. Не в каждом областном музее увидишь такие уникальные вещи, что выставлены в витринах музея жалагашского. Канат Жапаков, профессиональный этнограф, пришедший работать в очаг культуры по велению сердца, показывая раритеты, выделил из них бронзовый казан, подернутый патиной.

– Это бытовой предмет 4-5 веков до нашей эры, – рассказывает Канат, - изготовленный в «зверином» стиле. Ценность экспоната трудно передать. В Туркестане, в мавзолее Ходжи Ахмета Яссави, представлен посетителям комплекса тай-казан, переданный Казахстану российским Эрмитажем. А у нас выставлен бронзовый казан, которому двадцать пять веков, и другого такого в районных экспозициях точно не встретишь.

Привлекла взгляд старая газета, аккуратно помещенная под стекло витрины таким образом, чтобы можно было ознакомиться с ее содержанием. «Правда» от 22 апреля 1912 года, еще с буквами «ять» и «ерь» в тексте. И статейка «К гибели«Титаника».

«С момента выхода своего в море «Титаник» шел со скоростью 21 узел в час, - делится корреспондент эксклюзивной на тот момент информацией с читателями, - причем скорость не была уменьшена до самого столкновения с ледяной горой, несмотря на полученное предупреждение о движущихся льдах…».

У входа в музей сидит охранник. Ведь ценность коллекции заведения даже определить трудно.

– У раритетного оружия, прежде чем представить его на всеобщее обозрение, мы, к примеру, сбиваем бойки, - рассказывает Канат Жапаков, - чтобы у неуравновешенных лиц не было соблазна подержать в руках музейное ружье. Мужчины, как правило, подолгу рассматривают оружие, как ружья, так и шпаги, кинжалы. Экспонат «тульская берданка» 1868 года висит прямо на стене. Калибра 10,2 миллиметра, такого сейчас не встретишь даже в семьях староверов. Изысканное ружье «Лонг Том» начала девятнадцатого века использовали не только на охоте, надежное оружие, оно могло служить и в военных целях. А вот эфес от тоненькой шпаги, найден он был на Шымкоргане, недалеко от аула Аксу. Сам Канат, большой любитель экскурсий по историческим местам края, совершенно случайно на развалинах городища Сорлыасар нашел нижнюю часть каменного жернова. Привлек внимание «камень» округлой формы, который при ближайшем рассмотрении оказался предметом быта 12-14 веков. Бережно очистив, Канат его принес, конечно же, в родной музей.

- Для посетителей вся наша работа кажется такой увлекательной, – улыбается Мирамкуль Биманова, - и мы рады, когда каждая наша новая выставка, каждая свежая картина, представленная в галерее, вызывают живой интерес. Но, к сожалению, музейное дело требует денег, и с каждым годом все больших и больших. Я приведу простой пример. На текущий год для покупки экспонатов музею было выделено управлением культуры 94 тысячи тенге. Ничего действительно ценного, что нужно было бы хранить для потомков как «осколок» истории, на эти деньги не купишь. Мы в своих изысканиях сталкивались с многими уникальными предметами. Знаем, что у нас в районе есть, например, обладатель кремневого ружья, изготовленного еще хивин­скими мастерами. Появление его в музейной коллекции было бы сенсацией. Но хозяин оружия оценил его в 700 тысяч тенге. По праву оценил, ведь это же раритет. Недавно древнее монисто, которое мы так и не смогли приобрести, его владелица увезла в южную столицу. Часто приходят оралманы, предлагают купить старинную вещь, которую как память о казах­ской земле хранили на чужбине их бабушки, тетки. И в целом любая реэкспозиция требует солидных финансовых активов. А их у нас нет.

Не то, что на реэкспозицию, на капитальный ремонт денег у районного музея нет. Но есть замечательные планы, реализация которых под вопросом. Задумали здесь пристроить к музею отдельный блок, своеобразный этномузей, с семикрылой белоснежной юртой, с предметами традиционного казахского быта. Чтобы вошел посетитель и оказался в казахском ауле начала прошлого века. Отведал кумыса из деревянной пиалы, попробовал в жерновах смолоть горсть проса. Показал детям, какие игрушки были у малышей раньше. Нужны деньги и на создание библиотечного фонда музея. На руках у населения очень много редких книг, с которыми некоторые граждане за вознаграждение охотно расстались бы.

Культурное наследие – бесценно. Но очень большую цену нужно заплатить за то, чтобы дело его популяризации и сохранения жило.

Наталья ДЕНИСОВА.

22 октября 2008 22 октябрь 2008 г. 0 0