Ко всякого рода фальшивкам мы уже привыкли, но поддельной продукции становится все больше, причем иногда она обнаруживаются даже там, где, казалось бы, ее и быть не может. Например, взять полисы об обязательном страховании для авто владельцев.
Этот документ сегодня для водителей чуть ли не вторые права. По крайней мере, отсутствие у водителя полиса – административное правонарушение.И нет ничего удивительного в том, что «автогражданки» стали подделывать. Все больше водителей сегодня сознательно делают свой выбор в пользу «липовых» полисов, поскольку они дешевле, а если обнаружится, что полис поддельный, то вряд ли к его владельцу будут приняты меры, поскольку получить деньги в страховой компании по такому документу невозможно. Продавец «липы» предупреждает при сделке, что этот полис предназначен только для того, чтобы его предъявлять сотрудникам дорожной полиции.
Как выяснилось, наиболее часто встречаются поддельные полисы Кызылординского филиала АО СК «Трансойл». И этатемадля директора компании Георгия Хана настолько наболевшая, что он, в отличие от других руководителей страховых компаний, охотно согласился на разговор с нами.
- Первые «левые» полисы появились года четыре назад в Шымкенте, - рассказывает он. – Там на авторынке их предлагали по 500 тенге, при том что настоящий стоил тогда порядка 1800 тенге. Замечу, что автовладельцы в то время не особенно их покупали. Зато сегодня они пользуются большим спросом, и везут их из Шымкента все больше и больше. Мы как-то решили проверить, подделывают ли наши «автогражданки» или нет. Из десяти проверенных«липовыми» оказались девять. И это неудивительно, поскольку ими торгуют открыто. Например, возле дорожной полиции есть страховые компании, где наряду с оригиналами вам за полцены предложат и поддельные любой страховой компании. И надо сказать, что расходятся они на «ура». Отличить настоящий от «лже» на первый взгляд не можем даже мы, не говоря о сотрудниках дорожной полиции, их можно распознать только при помощи ультрафиолета. Но у полицейских такого прибора нет. Этим и пользуются те, кто делает на этом свой бизнес.
Раньше фальшивки встречались только в районах, поскольку там не привыкли устраивать разбирательства и обращаться в дорожную полицию, а действовали в основном по принципу – «договоримся»,сегодня же фальшивки заполонили весь рынок автострахования. Покупают их не только владельцы дешевых машин, но и дорогих иномарок.
Причиной такого роста фальшивок, по словам Георгия Хана, является то, чтос этого года измениласьметодика расчета страховки, и она стала дороже.Теперь при подсчете суммы страховой премии не учитывается объем двигателя, как раньше, поскольку он не является критерием для определения опасности или безопасности автомобиля на дороге. Теперь новый тариф привязан к территориальному коэффициенту, возрасту и стажу водителя, возрасту автомобиля и участию страхователя в ДТП, произошедшем по его вине.Есть утвержденная базовая страховая премия, которая составляет 1,9 месячного расчетного показателя, или 2075 тенге. К этому показателю применяется территориальный коэффициент (у каждой области и района он свой). Например, в южном регионе (Южно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская области) он равен 1,01,а в Алматы– 2,96. Напрашивается вопрос: почему такая разница? Все просто. На величину этого коэффициента влияет аварийность в регионе и уровень доходов населения. В Алматы и Астане эти показатели самые значительные. Для всех населенных пунктов, кромеобластных центров, коэффициент равен 0,8.
При расчете стоимости страхового полиса базовая страховая премия размером 2075 тенге умножается на региональный коэффициент, полученная цифра еще раз умножается на коэффициент транспортного средства и на возрастной коэффициент водителя и его стажа вождения. Самая высокая ставка предусмотрена для лиц моложе 25 лет со стажем вождения менее 2 лет. Почему так? Потому что молодежь с малым опытом вождения – самая опасная категория. Последнее звено в подсчетах – возраст авто. Для машин, которым менее 7 лет, коэффициент равен единице, которым более семи лет – 1,1.
Нетрудно подсчитать, что для водителя, которому за 25 лет и у которого водительский стаж более двух лет, а машине менее семи лет «автогражданка» обойдется в 5561 тенге (в сельской местности на двадцать процентовменьше). «Липовая» же страховка стоит(хотя, по сути, она вообще не должна ничего стоить)наполовинудешевле.
Удивительно, но изготовление ипродажафальшивоку насостаются безнаказанными. Вот, скажем, если водитель расплатится фальшивыми деньгами, егопривлекут к уголовной ответственности, но почему же фактически разрешают пользоваться «липовой» страховкой? Ведь в этом деле задеты интересы не только страховых компаний, чьиполисы подделывают, но игосударства, которое вместе со страховой компанией несет убытки в виде недополученных налогов на прибыль, которые платят эти компании. Поэтому страховщики и дорожная полиция должны объединиться. Прежде всего нужно создать единый дизайн страхового полиса, чтобы полицейским было легче контролировать его подлинность. Потом нужнаединаябаза данных, которая позволит эффективно бороться со страховым мошенничеством. Во время прохождения технического осмотраавтомобиля достаточно будет заглянуть в эту базу, чтобы узнать – поддельный полис или нет.
Выходит,есть способы устранения этого вида мошенничества, чего, увы, не скажешь о желании.
НатальяЧЕРНЕЙ.
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |