Владимир ВОРОБЬЁВ
Где бы ни выступали артисты театра сатиры и юмора «Ошаган» областной филармонии и сатирико - юмористического любительского театра «Мереке» Кызылординского Дома культуры имени А. Токмагамбетова, будь то на городской сцене или в клубе отдалённого аула, их игра неизменно заканчивается бурными аплодисментами зрителей. Эти коллективы встречают всегда тепло и радушно.
Оба коллектива поставили своей целью – не только смешить зрителей, создавать им хорошее настроение но и обличать негативные моменты общественной жизни, помогать людям по-новому посмотреть на себя и свои поступки сквозь призму сатиры.
Театр «Ошаган» собрал профессиональных актёров, которые имеют большой сценический опыт. Артисты Курманбек Боранбаев (руководитель), Серик Тулепов (режиссёр), Куттыбай Сагиндыков, Амангельды Серикпаев, Сакура Елемесова, Жаслан Жансыманов, Аксамал Сагимбаева и Рыспай Нурманов умеют создать на сцене зрелищные картины, показать яркие образы.
По словам художественного руководителя филармонии Азизы Издикуловой, маленький, но сплочённый коллектив театра «Ошаган» много работает и часто выезжает на гастроли по родному краю. Его приглашают и в соседние области. В репертуаре ошаганцев много сценок, интермедий и скетчей на самые разные темы. Заставляя зрителей смеяться, артисты побуждают их задуматься. Мужчины и женщины, ребята и девушки, убелённые сединами старики, узнают себя в жизненных ситуациях.
Один из ведущих артистов коллектива — Рыспай Нурманов. Он имеет большую сценическую практику — играл в академическом театре имени Ауэзова в Алматы и Кызылординском областном музыкально-драматическом театре имени Нартая Бекежанова.
— В 2008 году я пришёл в театральную группу «Ошаган», — вспоминает Р. Нурманов, — и вот уже несколько лет с большим удовольствием играю здесь. Первым моим творческим экзаменом в комедийном жанре была роль старика. Я удачно справился с заданием режиссёра и смог воплотить на сцене образ аксакала, который понравился и коллегам, и зрителям. Затем была череда разноплановых ролей в серии сатирических сценок. Играл представителей различных профессий и социального положения.
Бытует мнение, что играть в комедийных постановках легче, чем в драматических. Но это не так. В комедиях, (а также в юмористических сценках) кроме обычного актёрского мастерства требуются и определённые природные предпосылки к юмору. Без них ничего не получится.
В театральных постановках любого жанра и направления, в том числе и комедийных, нет второстепенных образов. Не имеет значения — ты играешь небольшую эпизодическую роль или выходишь на сцену в качестве статиста, ты должен создавать определённый образ того или иного персонажа, даже в том случае, когда у тебя нет слов, и ты просто молча проходишь по сцене на заднем плане или стоишь в толпе статистов. Практика игры в эпизодических ролях постепенно даёт возможность приобретать опыт и помогает в работе с большими ролями.
Если Рыспай Нурманов долго шёл к пониманию своего комедийного призвания, то Аксамал Сагимбаева попала в круг актёров-комиков совершенно случайно. Несколько лет девушка была конферансье и в этом качестве участвовала в концертах. В 2009 году её приметила художественный руководитель областной филармонии Азиза Издикулова, которой понравилась внешность, дикция и манера поведения Аксамал. Она пригласила ее в филармонию. Первое время Аксамал была ведущей и делала это хорошо. Работа ей нравилась и, казалось, девушка нашла своё призвание, но в 2012 году ей неожиданно предложили заменить на сцене заболевшую актрису, у которой была роль многодетной матери в юмористической сценке. Неожиданно для себя Аксамал исполнила роль очень убедительно и понравилась зрителям. Постепенно она стала всё чаще участвовать в юмористических сценках и сейчас является полноправным членом театральной команды, совмещая актёрскую практику с работой конферансье.
— В ближайшее время нас ждут гастроли, — говорит руководитель театра «Ошаган» Курманбек Боранбаев. — Мы подготовили несколько новых сценок и надеемся, что они понравятся зрителям.
Для зрителей не имеет значения, какой статус имеет театр – профессиональный или любительский. Актёров они оценивают не по должностям, званиям и регалиям, а по игре. Когда сатирико - юмористический любительский театр «Мереке» Кызылординского Дома культуры имени А. Токмагамбетова показы¬вают свои сценки, в зрительном зале всегда аншлаг. Горожане хорошо знакомы с творчеством этого самодеятельного коллектива. В его репертуаре — большая подборка шуточных и юмористических сценок, в которых артисты рассказывают и показывают эпизоды нашей жизни, в сатирическом ключе высмеивая неподобающее поведение тех или иных «героев и героинь» в общественных местах и дома. Театр «Мереке» известен не только в Кызылорде. Выступления коллектива видели жители Аральского, Казалинского, Кармакшинского районов.
Участники самодеятельного театра — Саним Каинбаева, Жазира Кенжегара¬ева, Роза Егизбаева, Алия Байназарова и другие молодые сотрудники домов культуры и клубов. Они репетируют в свободное от основной работы время.
— Казалось бы, зачем нам это нужно? Пробыв весь день в зрительном зале, не лучше ли пойти домой и отдохнуть, — говорит методист Дома культуры имени
А. Токмагамбетова Роза Егизбаева. — Но одно дело — выполнять свою привычную строго регламентированную повседневную работу, обеспечивая проведение того или иного мероприятия и, совсем другое, когда у тебя есть творческая свобода, и ты делаешь то, что тебе нравится. Это дает возможность раскрепоститься, выразить свои чувства и эмоции. Забываешь об усталости, хочется репетировать еще и еще.
Я сейчас работаю в Доме культуры методистом, но люблю театр. С удовольствием приняла предложение участвовать в репетициях самодеятельного коллектива. Сначала играла в небольших эпизодах. Затем мне доверили более серьезные роли в комедийных сценках. На первый взгляд, играть комедийные роли легко. Делай смешные движения — вот тебе и готовый персонаж. Но в такой упрощенной интерпретации зрители тебя не примут. Чтобы в зале раздавался смех, надо показать характер, индивидуальные особенности персонажа, создать определенный комедийный образ, обыгрывая различные эпизоды в сюжетной линии.
Поэтому я очень тщательно работаю над каждым образом в каждой сценке.
Все, что происходит на сцене, должно не только смешить, но и воспитывать. Зрители нередко в персонажах узнают себя, своих родственников и друзей. Вслух никто об этом не сознается, но в дальнейшем каждый человек все же старается изменить свое поведение. Это — наша главная цель.
— Большинство сценариев для наших постановок пишет Гульмира Урмашева (она тоже культработник), — рассказывает руководитель любительского театрального коллектива Жанболат Идрисов, — но бывает, что и сама жизнь подсказывает те или иные сюжеты. Сейчас в нашем коллективе восемь артистов. Собираемся привлечь еще несколько человек. В ближайшей перспективе предполагаем подготовить большую комедийную программу, которую покажем не только в Кызылорде, но и в районах. С воодушевлением готовимся к этим творческим поездкам.