• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КОГДА ДОВЕРИЯ НЕ ИЗБЕЖАТЬ

Игорь ТИТЕНОК
КОГДА ДОВЕРИЯ НЕ ИЗБЕЖАТЬДепутатами Парламента страны становятся люди, которые определенно имеют политические амбиции. Иначе и быть не должно — мажилисмены решают политические задачи, принимают законы, которые определяют государственную политику во всех сферах нашей жизни. Депутаты же  областного маслихата в большинстве своем, на взгляд автора, хорошие специалисты по решению текущих насущных проблем, которые есть в регионе.
Практически все члены регионального выборного органа власти до своего избрания депутатом занимались тем, что помогали многим кызылординцам разобраться с теми проблемами, с которыми они сами  справиться не могли. То, что сейчас у них называется депутатский прием, встреча с избирателями, до избрания значилось как прием по личным вопросам. Суть одна, только ответственность много больше. Выбирая того или иного человека в областной маслихат, мы, избиратели, считаем, что оказываем ему доверие. Так-то оно так, но вместе с доверием мы на своего избранника возлагаем и кучу обязанностей, которые (замечу в скобках) он выполняет  бесплатно. Это прекрасно понимают депутаты областного маслихата. И потому далеко не все из них мечтали или просто хотели бы стать депутатами. В предвыборную борьбу их толкают люди, которым они в чем-то помогли. Они увидели, что у вас неплохо получается решать проблемы других, и поэтому для более полного и рационального использования вашего душевного дара, организаторских способностей предпринимательских навыков предлагают вас кандидатами в депутаты.
Именно по такому сценарию складывался путь в депутаты областного маслихата Темирхана Алимкулова. Он родился на станции Байгакум, его предки из этих мест, и это подтверждает название аула Бала би, что расположен недалеко от этой станции. Имя это аул получил в честь прапрадеда Темирхана Алимкулова.
Теперь в этом ауле ТОО «СМП-Кызылорда» строит большую, на девятьсот мест среднюю школу. А возглавляет эту хорошо известную в области строительную фирму Темирхан Алимкулов. Однако вернемся в Байгакум лет на двадцать назад. А еще раньше здесь началось строительство школы. Объект долго строили, но так и не достроили – времена не те оказались. На долгие годы сложилась странная ситуация: учителя и особо сознательные родители берегли, как могли, недостроенную школу от разорения и растаскивания частично установленного оборудования, но при этом учили детей в старом, безнадежно устаревшем здании. Обращение педагогов к районному и областному руководству приносило один и тот же результат –денег в бюджете на завершение этого проекта нет. И это не были отписки-отговорки – это была горькая правда. Если сейчас поднять данные по размерам областного и районных бюджетов середины девяностых, то заплакать можно.
Ситуация с недостроенной школой выглядела патовой, но выход нашелся – вспомнили, что выпускник этой школы руководит большой строительной организацией. Так впервые односельчане «избрали» Темирхана Алимкулова депутатом по достройке школы. Именно депутатом, а не спонсором. У него самого и у организации, которую он возглавлял, не было средств, чтобы сдать школу в эксплуатацию. Но он отлично понимал, что сделать это надо, и он последняя надежда своих земляков. Вот тогда, может быть, впервые в области Темирхан пришел к частно-государственному партнерству.
– Такого термина тогда никто не употреблял, – вспоминает депутат, –просто я пришел в районный акимат и сказал, что могу выделить такие и такие материалы, поставить бригаду на этот объект, работы по благоустройству и покраске выполнят родители, педагоги и старшеклассники, но всего этого не хватает, чтобы школу запустить, нужны еще деньги и на то, и на другое. Руководство района увидело в нашем предложении реальную возможность минимальными средствами школу все-таки достроить и нашло четырнадцать миллионов тенге. Вот так мы совместными усилиями общества, власти и бизнеса решили, казалось бы, нерешаемую проблему. Может быть, я бы эту историю и забыл, право, больше гордился за земляков, сумевших всех на голову поставить, но школу построить, чем своим участием в этом деле. По большому счету я был не инициатором этого дела, а  привлеченным в него активистами нашей станции. Как бы там ни было, педагоги мои этого не забыли. И вот как раз в разгар последней предвыборной кампании по выборам в областной маслихат был на малой родине, и там активисты заявили мне о своем решении выдвинуть меня кандидатом в депутаты. Честно признаться, подумал, что это форма уважения, признательности односельчан, но не более того – о депутатстве ни всерьез, ни в шутку не думал. Поблагодарил и забыл.
Через дней десять по строительным делам встречаюсь с акимом нашего района. Он между делом и говорит: Конечно, твое право выдвигаться кандидатом в депутаты, но ты все-таки теперь кызылординец и, начиная свою предвыборную кампанию в районе, мог бы как-то уведомить раймаслихат или какую-то общественную организацию, да и акиму не мешало бы знать, кто куда в районе двигается. Мне говорят, что Алимкулова выдвинуло собрание  педагогов, их поддержали нуротановцы, а я тут последний новости района узнаю».
По моему выражению лица собеседник понял, что в очереди за новостями не он, а я последний. Разговор резко развернулся. Он сказал: «Району было бы полезно, чтобы депутатом от него был человек авторитетный, с возможностями. Тебе будет трудней, но возможностей помогать людям будет больше». Понял, что мне предлагают поддержку, но и после этих слов не готов был к этому шагу. Попросил время на раздумье, в надежде, что само рассосется. Не получилось − уже со следующего дня добровольно-принудительно был включен в предвыборную гонку. Только во время  встреч с избирателями понял, что хотя и не совсем добровольно, но я принял правильное решение. Когда ты руководитель большого коллектива, когда у тебя уже сложился имидж успешного человека, которому верят, не по-мужски избегать возрастающей ответственности. Надо на себя брать  сколько сможешь и тащить молча.
…Мы едем с Темирханом на его объект – строительство мемориала Коркыта-ата. Дорога неблизкая, и успеваем поговорить о многом.
− Депутатство позволяет на многие, казалось бы, чисто житейские дела  взглянуть с государственных позиций, − говорит мой собеседник. − Пришла ко мне женщина на прием. На вид молодая, а уже мать девятерых детей. Причем мужа-кормильца у нее нет, тот уже другую семью завел, там у него двое детей, а она с завидной регулярностью продолжает от него рожать после его приходов для общения с детьми. Пришла она ко мне с просьбой дать денег, причем в долг, на уплату полугодового взноса в университет, где на платной основе учится ее старшая дочь. Показала документы − все так, как говорит. Надо помочь, но и объяснить, что нельзя так самоотверженно  бороться за улучшение демографической ситуации в стране. И вот я, строитель до мозга костей, подбираю с трудом слова, объясняю ей, что есть способы не пускать это дело на самотек. Да, наша страна не бедная. Никому с голоду умереть не дадим, без образования не оставим, но ведь нельзя же во всем рассчитывать только на государство. Решая стать родителем, надо соизмерять свои возможности и желания, понимать меру ответственности за своих детей. Конечно, я помог ей – оплатил учебу дочери за год, но вряд ли  это была последняя проблема этой большой семьи.
КОГДА ДОВЕРИЯ НЕ ИЗБЕЖАТЬДепутатские дела заставляют выслушивать порой такие исповеди, разбираться в таких житейских коллизиях, о которых раньше и не представлял, а теперь как-то надо помогать, что-то решать. Это сложно. Много проще решать проблемы, с которыми обращаются люди, готовые сами что-то делать. Еще когда не был депутатом, в трудные годы становления страны, мои земляки со станции обратились ко мне за помощью. Говорят, найди нам трактор на пахоту. Мы на солярку скинемся, огород посадим, потом твоему коллективу картофель подешевле привезем. На такое предложение грех не откликнуться. Помощь людям, которые пытаются стать на ноги, всегда приносит удовлетворение тому, кто это делает. Так и мне было радостно, когда те огородники, которым я помогал, стали фермерами, купили себе тракторы и теперь помогают другим.
Сегодня Темирхан Алимкулов – состоявшийся, успешный бизнесмен, и кому-то кажется, что удача всегда была с ним рядом. Это далеко не так. Помогая кому-то сейчас с оплатой за учебу, он вспомнил, как поступал в институт его старший сын.
– Мальчик в школе учился отлично, в математике  был силен, но вопреки моим ожиданиям выбрал профессию юриста, − вспоминает Темирхан, – пришла пора поступать в институт, а я в этот момент фактически безработный, но  были пять тысяч тенге в кармане и машина. На ней и поехали в Алматы. У родственников квартира однокомнатная – мы у них чай попьем, а готовились к экзаменам, ночевали в машине. Теперь сын – кандидат наук, заведующий кафедрой, сразу в двух университетах преподает, научные работы пишет, скоро доктором наук станет, а самое главное, специалист он действительно высочайшей квалификации. Говорят, что сейчас у нас юристов переизбыток и работы им нет. Это так, но хороших юристов  по-прежнему не хватает.
Иногда думаю, жаль, что старший сын не пошел по моим стопам, было бы кому свои дела передать, но потом вспомню, какая у меня работа, мысль уже другая: за что я своего ребенка так наказать хочу – пусть идет своей дорогой, раз она ему нравится.
Темирхан Алимкулов закончил железнодорожный институт, но не по паровозной части, а факультет ПГС (промышленное, гражданское строительство). Хотел поработать на своей станции – благо работы там много, но по распределению попал на станцию Шалкар. Думал, пару положенных лет отработает и домой, но «подвели» умение, толковость, знания − его почти сразу перевели из мастеров в прорабы, а потом и  главным инженером строительно-монтажного поезда назначили. А это уже строительная номенклатура, тут просто так не уволишься. Пришлось задержаться в Шалкаре на долгих шесть лет.
В Кызылорду вернулся, когда здесь развернулась грандиозная стройка − на окраине Кызылорды поднималась новая узловая станция Белкуль.
– Чуть ли не каждый день езжу на свои объекты в Шиелийском районе – на школу в аул Бала би и клуб на станции Байгакум и всегда оглядываюсь на то, что мне достроить не удалось. Сожаление не проходит. Это был великолепный проект. Станция  Белкуль с его депо, вагонным хозяйством, поселком должна была стать узловой. Через нее должна была пройти не только действую-щая железнодорожная магистраль, но и намечаемая дорога Жезказган-Учкудук в Узбекистане. Далее эта дорога через Туркмению  должна была соединиться с иранскими железными дорогами. В принципе сейчас Казахстан реализовал этот проект: из Жезказгана, а значит, всего Центрального, Южного, Восточного и частично Северного Казахстана можно попасть по рельсам в Иран и даже в Персидский залив, но более длинным путем, а главное, Кызылорда теперь тут ни при чем.
Близко с Темирханом довелось познакомиться, когда он строил спортивный комплекс Кызылординского госуниверситета имени Коркыта- ата. Проект  по тем временам был не из простых, потому университетское начальство выбрало подрядчика с базой, опытом, хорошими специалистами и находчивым, толковым руководителем. Это было ТОО «СМП-Кызылорда». Дело стартовало отлично, но почти одновременно стартовали вверх цены на строительные материалы. Изготовитель металлоконструкций в России, естественно, потребовал увеличить оплату. Темирхан выкручивался как мог, брал кредиты, договаривался о поставке других материалов в долг, а заказчик активно за всем этим наблюдал, все понимал, но ничего по деньгам не решал. Стройка зависла, и тогда наша газета несколько раз писала об этой ситуации, откровенно став на сторону подрядчика. Потом мы привлекли в этот процесс депутатов мажилиса. Они обещали помочь решить этот вопрос, автор этих строк за это активно пиарил их помощь стройке. Может, это чуть-чуть и помогло, но главным в победе здравого смысла над абсурдом было умение Темирхана не сдаваться в любой ситуации. Многие могут сегодня записать  себе в заслугу, что отличный спорткомплекс состоялся в Кызылорде, но знаю точно одно: опусти тогда руки Темирхан, объект заржавел, разрушился бы недостроенным, а потом все пришлось бы сносить и строить заново. Что вряд ли бы случилось – денег не было на достройку, а на снос и новое строительство тем более бы не нашлось. Может быть, до сих пор.
Одним из первых Темирхан Алимкулов начинал в Кызылорде строить дома за свой счет и продавать потом квартиры, возвращая свои траты.
− У нас всегда было свое кирпичное производство, и потому взялись, как тогда казалось всем строительным организациям, за этот рискованный проект, – рассказывает Темирхан, – неплохо получилось. Вот они стоят трехэтажные дома с колоннами на проспекте Абая. Один из них наш.
За разговорами мы доехали до мемориала Коркыта-ата. Если бы не поднявшиеся в небо стрелы двух мощных автокранов, которые видать издалека, объект можно было принять за уже сданый в эксплуатацию.
– Так, в принципе, и есть, – говорит командир этой стройки, – можно было все закончить еще в октябре, но вот  с главным монументом, где будет поющий от ветра орган-кобыз, все оказалось намного сложнее, чем предполагали мы, автор проекта и сами камнетесы из Курдая. Такой сложности проект из гранита в Казахстане выполняется впервые. Представляете, все это сооружение высотой с четырехэтажный дом весит почти двести пятьдесят тонн. Столько весит камень, от которого мастера уже отсекли все лишнее. А всего для изготовления элементов монумента из карьера пришлось добыть более пятисот тонн глыб гранита определенных размеров. Мастера курдайского ТОО «Тасшебер» сначала сделали небольшой (чуть больше метра) макет нашего заказа, потом начали вырезать из камня детали в реальную величину. Они придумали оригинальную систему скрепления блоков. Там они делали блоки, подгоняли, собирали их, а мы уже вывозили их сюда, на объект. Здесь монтажники из Курдая, наши крановые и другие специалисты поблочно собирают монумент.
Когда мы были на объекте, шли самые сложные работы по верхней части монумента. Это сооружение отдаленно напоминает цветок-бутон. Как в цветке, самая простая часть – ствол-стебель, и его монтажники прошли сравнительно быстро, а вот с «бутоном» приходится сложнее. Подгонка каждого блока длится часами, держа всех в напряжении, но в конце концов все получается.
Руководитель ТОО «Тасшебер» Шамиль Кензин сейчас живет на этом объекте. Несмотря на все сложности, он гордится и радуется кызылординскому заказу.
– Благодаря этой работе мы вышли на совершенно другой уровень. Кызылорда помогла нам доказать, что мы способны делать столь сложные вещи. Приятно, что здесь мы работаем бок о бок с классными спецами ТОО «СМП-Кызылорда».
– Такой объект, как этот комплекс, – сложный экзамен для любой строительной организации, – продолжает разговор Темирхан, – тут всё штучная работа, и главное, надо всё делать так, чтобы стояло века. Не простая задача, но, думаю, мы с ней справились.
Уже затемно мы возвращаемся в Кызылорду, а завтра с утра Темирхан отправится на свои объекты в Шиелийский район. И как всегда в прорабском вагончике у него будут встречи с избирателями, а если говорить проще, то придут те, кому нужна помощь.
– Не всегда люди приходят с личными просьбами, – говорит Темирхан. – Часто ратуют за дела общественные. Ремонт школ, дорог, освещение, очистка каналов. Такие предложения приходится обсчитывать, пытаться включить в какие-то районные, областные или даже республиканские программы, и тогда результат появляется достаточно быстро. Если же речь идет, например, об очистке небольшого участка канала, то здесь мне проще поставить свой экскаватор и выполнить работы за свой счет. Однако, на мой взгляд, самое лучшее исполнение депутатского наказа – это наладить государственно-частное партнерство для решения возникшей проблемы. Когда мы чего-то добиваемся сообща, это придает нам уверенности, что мы со всеми проблемами справимся.
22-11-2014 22 ноябрь 2014 г. 0 0