Мира ЖАКИБАЕВА
За чабанский труд у Кипшакбая Куликова из аула имени Амангельды Сырдарьинского района два ордена Трудового Красного Знамени, множество почетных званий и грамот. В двадцать лет он стал чабаном, и до самой пенсии считался лучшим работником совхоза. Восьмидесятилетний аксакал пережи-вает, что сегодня мало желающих продолжать его дело.
–В свое время совхоз Амангельды был одним из первых каракулеводче-ских, в каждой отаре было 800-900 голов, – вспоминает Кипшакбай-ата. – Пасли мы их на зеленых пастбищах, потому что в области было развито отгонное животноводство. Каждый год проводились республиканские, всесоюзные слеты чабанов, где обменивались опытом. Меня, как молодого работника, отправляли делегатом на Международный фестиваль молодежи и студентов , на ВДНХ в Москву, где получил бронзовую медаль. Наша профессия считалась престижной в сельском хозяйстве, были целые чабанские династии, хоть труд чабана никогда не был легким. Непросто постоянно находиться в степи зимой и летом, ухаживать за овцами, следить, чтобы на них не напали волки.
–Раньше мы только ухаживали за отарой сбыт, переработку мяса, шерсти брало на себя государство, –вспоминает Кипшакбай-ата. –Производство было безотходным – сдавали мясо, шерсть, шкуры, внутренности овец и коз использовались в фармакологической промышленности. От чабана требовалось вовремя кормить овец, следить за их здоровьем, сохранить стадо от хищников. Свой опыт мы передавали молодым.
Сейчас ситуация иная. Неэффективное использование земель рядом с населенными пунктами привело к тому, что пастбища и сенокосы истощились, произошла деградация травостоев. Кормовая база у нас слабая, потому что продуктивность естественных трав низкая. Те природные пастбища, что остались, используются нерационально. Раньше в каждом районе было по 200 и более колодцев, сейчас осталась малая часть.
–Дефицит кадров –пожалуй, главная проблема на селе, –говорит заместитель руководителя областного управления сельского хозяйства Даулет Ибрагимов. –Поголовье сокращается, потому что пасти скот некому. Плюс отсутствие кормов собственного производства, а также то, что в последние годы в республике больше внимания уделяется крупному рогатому скоту, а не овцам и козам. В последние два-три года взялись за возрождение отгонного животноводства, но пока еще крупных животноводческих хозяйств, где практикуют отгонное животноводство, у нас нет.
С тем, что немало нерешенных проблем, соглашается потомственный чабан Борибай Ибишев из крестьянского хозяйства «Таубай» Шиелий-ского района. В прошлом году он получил звание «Лучший чабан». Под его присмотром 2300 племенных овец каракульской породы. Борибай–продолжатель трудовой династии. Его отец Шарибек, был передовым чабаном аула «Енбекши».
–Без чабана овцы– еще не отара, –говорит Борибай.–Сейчас в Казахстане большое внимание уделяется животноводству, выделяются субсидии, кредиты. Если покупаем овцу за 30 тысяч тенге, то 8 тысяч субсиди-рует государство. Это –хорошая помощь фермеру, а рабочих рук не хватает.
Животновод предлагает такой вариант для стимулирования работников отгонного животноводства – устанавливать надбавку к заработной плате в зависимости от стажа работы. Если работник молодой, прибавлять ему 20 тысяч, если чабан со стажем –можно добавлять 50 процентов заработной платы. Глядишь, и потянутся в чабаны люди.
Чтобы не испытывать больших проблем с нехваткой рабочей силы, директор пригородного хозяйства «Жирен» Адильжан Изтлеуов привлекает к труду на своей откормочной площадке членов семьи–детей, племянников. Коровники и склады он построил на свои деньги. Сейчас на откорме почти 500 голов крупного и мелкого рогатого скота.
У фермера Мусы Лаева в крестьянском хозяйстве «Байтен» восемь работников ухаживают за двухсотголовым стадом. Сам Муса –чабан, но в последние годы баранов не разводит, переключился на коров. Его хозяйство можно назвать семейным, с ним трудятся дети и племянник. То, что в прошлом году в республике заработала новая десятилетняя программа «Жайлау», согласно которой государство поможет в развитии пятисот семейных животноводческих ферм, животновод слышал и поддерживает новый проект. Возможно, сам примет в нем участие.
По этой программе в республике будет 500 семейных ферм, будут приобретены скот, оборудование, техника, выдадут кредиты. Местные власти должны предоставить земельные участки, расположенные вблизи коммуникаций. Тогда войдут в оборот неиспользуемые отгонные пастбища, будут освоены свободные сельские территории, реализация программы даст толчок развитию животноводства. У нас в области в прошлом году в нескольких аулах установили ветровые двигатели, отремонтировали колодцы, создали условия для чабанов. Процесс, как говорится, пошел. Верится, он будет развиваться.
Фото автора.