• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЧТОБ ОТ ДАЧИ БЫЛА ОТДАЧА

Мира ЖАКИБАЕВА
ЧТОБ ОТ ДАЧИ БЫЛА ОТДАЧАИдет  апрель, а, значит,  дачный сезон  в Кызыл¬орде считается открытым. Началась работа на земле. У нас около пятидесяти дачных сообществ, они образованы еще в советское время. В те годы многие  коллективы получали наделы и обустраивали дачи.   
Появились они в 30-е годы прошлого века  как «коллективные сады» для рабочих. На одной даче могло тесниться по несколько семей. В
1949-ом году  было принято постановление Совета Министров СССР «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих». Этот документ и положил начало дачному движению, которое в Кызылорде началось  в шестидесятые годы прошлого века.  Массовое дачное строительство стало бурно развиваться во времена хрущевской оттепели. Классический размер дачного участка в садоводческом товариществе составлял 600 квадратных метров, в наших краях — 900 и больше. Прописаны были и строительные нормативы – на садовых метрах нельзя было возводить двухэтажные домики,  площадь капитального строения должна была быть не больше 25 квадратных метров. При всех ограничениях  садоводческие общества начали расти как грибы.
За двадцать лет близ   Кызыл¬орды таких обществ стало  пятьдесят. Это были не просто  летние домики в степи, а реальные поселки со своей инфраструктурой. Электричество, поливная вода, дороги, автобусные маршруты в летнее время – многое делалось для удобства дачников. В те годы на местных рынках было  много продукции, произведенной ими, и они  вносили свой вклад в продовольственную безопасность региона.  С тех пор дачный пояс считался сложившимся. В Кызылорде даже действовала ассоциация дачников, которая решала все их проблемы.
В начале 1990-х по понятным всем причинам дачи стали приходить в упадок. Кто-то бросал домики, с годами их разворовали, растащили по кирпичикам. Многие участки заросли травой. Бесхозные дома становились прибежищами бомжей.  Сейчас не везде есть электричество и водоснабжение. Территории, в основном, без ограждений и охраны, поэтому здесь часто случаются кражи. Все это, а также затянувшиеся оформления прав на заброшенные участки не множат число дачников, хотя желающих приобрести участки с каждым годом становится  больше – люди строят там загородные дома.
Первые попытки вернуть садоводческим товариществам,  так сказать, инвестиционную привлекательность  сделало  Министерство сельского хозяйства РК в 2012 году, разработав программу возрождения садоводческих и дачных обществ. Государство  хотело  выделить  деньги на  восстановление дорог, систем подачи поливной воды, электричества и решение других  проблем  дачников. Местные специалисты подсчитали, что на бурение скважин в дачном поясе Кызылорды, решение проблем питьевой воды, ремонт  дорог и  электролиний требуется восемь миллиардов тенге. Пусть не все восемь миллиардов, а хотя бы миллиард тенге можно было бы получить на тот момент для решения дачных проблем по минсельхозовской программе. Для этого надо было садоводческие товарищества переоформить в ТОО  или кооперативы.  Из пятидесяти  садоводческих обществ объединились в ТОО только два. Возможно, не все  дачники  об этой программе знали, кто-то может знал, но думал, что этим где-то занимаются другие, поэтому у  нас программа была провалена. Денег не получили и проблем не решили.  Что же делать теперь? Как решить проблемы тех, кто живет на дачах, кормится плодами своего труда на земле, и еще продает излишки на рынке?
Свой вариант ответа есть у председателя областного филиала Союза фермеров Казахстана Нурлыбая Улыкпанулы:
– Дачи – это прекрасная возможность устроить там теплицы, – говорит он. – Выращивать можно все, что угодно, и не надо сложных конструкций. Земли достаточно, так что можно выращивать овощи в закрытом и открытом грунтах. Предлагаю дачникам создать производственные кооперативы, возможно, тогда можно будет что-то решить и даже получить субсидированные кредиты.  С удовольствием помогу советами тем, кто захочет этим заняться. В области проводятся краткосрочные обучающие семинары для тех, кто хочет заняться тепличным производством, привлекаются иностранные специалисты, имеющие опыт, а также ученые и представители передовых зарубежных компаний, занимающиеся поставкой качественных семян, грунта, удобрений и препаратов против вредителей. Все это нужно организовать и для дачников.
В кызылординском городском отделе сельского хозяйства считают,  что для поддержки дачного движения  нужно использовать действующие гос¬программы  по развитию сельского хозяйства, но для этого нужно опять - таки создание юридических лиц, которые по статусу вписывались бы в эти программы.
– Пока мы помогаем дачникам так: выделяем места  для продажи своей продукции на местных рынках и ежегодно их число   увеличиваем,  — говорит начальник городского отдела сельского хозяйства Медет Сеилов. – Наши сотрудники могут подсказать, где купить качественные семена. Чтобы дать людям возможность  огородничать, третий год выделяем землю в пригородном поселке Акжарма, а  в этом сезоне еще в ауле Абая. Двадцать гектаров разделим между желающими, обеспечим поливной водой. Пока  нам поступили только три заявки.
В этом плане структуры городской власти готовы оказать всяческое  содействие и консультации, но инициатива должна исходить от самих дачников. Коллективизации «сверху» однозначно не будет. Вот такова краткая предыстория  и ситуация, которая сложилась в деле, которым заняты тысячи  кызылординцев. Дополним это «картинками» и беседами с дачниками. Чтобы посмотреть, как сейчас они живут, я отправилась в садоводческие общества. Дачное общество «ПМК-29» местные жители называют кызылординским раем – воздух чистый, зелени много, земля плодородная, поливной воды в достатке, рядом протекает река Сырдарья, есть заполняемое в паводках озеро.
 
ЕСЛИ БЫ НЕ ТРИ ПРОБЛЕМЫ, ТО НА ДАЧАХ БЫЛ БЫ РАЙ  
Бахыт Матеева живет здесь лет пятнадцать.
– Пять садоводческих обществ – «ПМК-112», «ПМК-29», «ПМК-54», «Милосердие» и «Аэрофлот» в народе  называют одним общим именем –
«ПМК-29», — рассказывает Бахыт. – Основных проблем у жителей наших обществ  три: отсутствие постоянного автобусного сообщения, нехватка питьевой воды и мусор, вывозить который не берется ни одна компания. Остальное, как говорится, мы решим сами.
Рейсовый автобус сюда приходит только два раза в день. В 8:00 утра он отходит от автовокзала и прибывает в садоводческое общество в 8:45, потом выезжает в 9:00 и прибывает в Кызылорду в 9:45. Вечером от этого же автовокзала в «СПМК-29» можно выехать только в 17:00.  В другое время дня можно доехать на автобусе, курсирующем по тридцатому  маршруту  до аэропорта, а оттуда  придется пройти еще пять-семь километров пешком, чтобы добраться до своей дачи.   
– Здесь  постоянно проживает примерно четыреста  семей, это около полутора тысяч человек, а летом – более тысячи семей, — говорит моя собеседница. – Не у всех есть машины, поэтому из-за такого  автобусного сообщения  отправить детей в городские школы или устроиться на работу в Кызылорде  многие  из наших дачников-круглогодичников не могут. Это сдерживает людей от создания подсобного хозяйства, которое требует внимания круглый год.
Дачники «ПМК-29» рассказывают, что несколько лет тому назад  на встречу с ними приезжал аким Кызылорды Налибаев. Он пообещал пробурить скважины и установить   на улицах общества двадцать водоразборных  колонок-качков. В итоге их было установлено  семь. Этого, конечно, мало, по¬этому те,  кто имеет возможность, везут питьевую воду из Кызылорды, другие пробурили скважины  в своих  дворах, а есть и те, кто набирает воду из Калгашки (так называют местные жители Калгандарью) и пьют ее.
Третья проблема дачников этого садоводческого общества – мусор. Вывозить его некому, поэтому местные жители закапывают его или сжигают, есть и такие, кто  просто выкидывает  на улицы.   Вывозить отсюда мусор не берется ни одна компания. Между тем, замусорены не только улицы общества, но и река Калгандарья.
                                  
НУЖНЫ ДОРОГИ
Купить дачу в «Арае» и жить в городе – отличный вариант. Жилье  здесь стоит  недешево. Последнее время  появились добротные дома, и люди живут здесь круглый год. Казалось бы «Арай» находится в черте  города, поэтому здесь не должно быть  проблем, которые есть у «дальних» дачников. Однако и здесь они есть. Если откинуть мелкие, то серьезная одна – бездорожье.
– Я живу здесь двадцать пять лет, и сколько помню,  жители все это время обращались   в городской акимат, чтобы привели в порядок дороги, —
говорит кызылординка Юлия Климкина. – Здесь после дождя плыть надо на резиновом матраце, чтобы добраться до дома, а когда подсохнет — идти в сапогах. Ну, мы то ладно, как-нибудь доберемся, а вот приходится раз в месяц вызывать машину, чтобы опустошить септик, тут начинается проблема –
машине не проехать.
Бахыткуль Омарова на своих десяти сотках  выращивает овощи, фрукты.
– Многие наши жители зарабатывают на земле и бывает, это их единственный заработок, – говорит моя собеседница.  – Тяжело добираться с ведрами на базары по разбитой дороге, ведь не у каждой семьи  здесь есть личный транспорт.
Все остальное, обещанное городским акиматом – газ, питьевая  и поливная вода в садоводческом обществе «УМР», что находится в Арае,  на 1, 2, 3 Дачных улицах сделано.
     
ХОЗЯЕВА, АУ!
Садоводческое общество «Весна» — хорошее место для тех, кто хочет заниматься  садами  и виноградниками. Земля здесь отдыхала много лет, и поэтому, взявшись здесь за дело по-хозяйски, можно получать хорошие урожаи, но…
– Много лет на наших дачах царит бесхозность, — говорит кызылординка Раиса Панаиотиди. – Только половина участков имеет хозяев. Воровство на дачах всегда было. Но с этим боролись: нанимали сторожей, платили им. И все это делалось за счет дачников. Но тогда не было столько брошенных участков, как сейчас.
Как говорит И. Панаиотиди, худо-бедно, но овощи они сажают. На своем автомобиле привозят воду из города, чтобы не засох хотя бы  виноградник. Но понятно, это – не выход. На заброшенных дачах собираются  бомжи,  они  скорее всего и орудуют на  участках.
Раньше проблемами дачников занималось общество дачников, куда могли обратиться за советом. Сейчас его нет, и люди  не знают, как поступить в той или иной ситуации.
Значит ли это, что спасение утопающих – дело самих утопающих? Думаю, что нет. Сохранение и развитие  дачных территорий, в которые государство и его граждане за полвека по нынешним меркам вложили  десятки миллиардов тенге, — это общая наша  задача. Наверное, и решать ее надо на основе уже хорошо работающего государственно-частного партнерства. Как считают некоторые экономисты, оживить  дачное движение местные  власти могли бы не только вкладывая в дело бюджетные деньги, но и разрабатывая перспективные программы на долгие годы вперед. Например, если люди будут знать, что в обозримой перспективе «Сабалак» станет пригородным поселком (типа Тасбогета), то его инвестиционная привлекательность для некоторых кызылординцев и жителей районов области, возможно,  вырастет в разы, то есть частные инвестиции сюда пойдут. Конечно, это предложение требует назначения анализа, обсуждения. Но это  – вариант решения проблемы. Никто не надеется на то, что завтра на дачников прольется дождь бюджетных инвестиций, но иметь внятную программу дачного строительства на перспективу дачники хотят уже сегодня.  

  
22-4-2017 22 апрель 2017 г. 931 0