ПОКУПКА С ГАРАНТИЕЙ
В редакцию «КВ» обратился кызылординец Кенжебек Смагулов, который в 2014 году в одном из крупных магазинов бытовой техники Кызылорды купил ноутбук за 140 тысяч тенге. Гарантия на товар — один год. В довесок к покупке ему предложили приобрести сертификат за 25 тысяч тенге, который давал право на определенный набор сервисных услуг в течение трех лет.
Ноут отработал год, после чего перестал «видеть» USB-накопители. Гарантия на товар закончилась, и тут покупатель решил воспользоваться купленным сертификатом. Обратился в магазин, товар у него приняли, чтобы отправить в сервисный центр на диагностику, согласно сертификату. Работник магазина, осмотрев товар, не заметил никаких механических повреждений, о чем написал в акте. Ноут отправили в сервисный центр Алматы, специалист которого выдал другое заключение, где указал на механическое повреждение гнезда, из-за чего произошло замыкание и вышла из строя плата. А вот согласно уже этому заключению магазин отказал покупателю в бесплатном ремонте.
Тогда покупатель обратился за помощью в нашу редакцию. У нас вопросов, как, впрочем, и у пострадавшего, хватало. Например, почему работник магазина не заметил дефект? Может ли этот «диагноз» быть причиной для отказа в ремонте, ведь в сертификате не указано, на такую поломку его действие не распространяется?
Перед походом в магазин решили проконсультироваться у юриста. И, как выяснилось, не зря.
Итак, магазин предложил клиенту купить сертификат за 25 тысяч тенге. Срок его действия — три года. Однако, если внимательно изучить те услуги, которые клиент получает в результате, то возникает вопрос: а стоит ли приобретать сертификат? Например, пункт «Бесплатный ремонт техники». Этим правом покупателя и без сертификата наделяют Гражданский кодекс и Закон «О защите прав потребителей». В рамках гарантийного обслуживания, на которое потребитель имеет право. Причем в период гарантии покупатель может не только отремонтировать, но и вернуть или обменять товар. Причем в течение двух лет, даже если срок заводской гарантии короче. То есть в этом случае, предоставляя сертификат, магазин предоставил клиенту возможность бесплатного ремонта на один год дольше.
Был в сертификате и пункт о бесплатном ремонте неисправностей, возникших в результате нестабильности питающих сетей (скачок напряжения). Но возник вопрос, как потребитель сможет доказать, что скачок напряжения действительно был? Ни оборудования, ни лабораторий у нас таких нет. В редакцию периодически жалуются потребители, что из-за скачков напряжения у них испор¬тились бытовая техника, электроника. Некоторые даже в спор с энергетиками вступали. Но количество выигравших его равно нулю.
Так что стоит, как минимум, внимательно читать то, что написано в сертификате, который вам предлагают купить, чтобы не создавать себе лишних проблем.
В этом деле есть еще одна деталь. В акте приема сломавшегося товара, который заполнили в магазине мелким шрифтом, написаны условия: в случае обнаружения заводского брака потребитель согласен на ремонт, сроки которого
неизвестны.
Это не правильно. При действующей гарантии предприятия покупатель имеет право не только на ремонт, но и на обмен, и на возврат товара, если выявлен заводской брак. А на диагностику законом отпущено 30 дней. На ремонт – 10. За каждый день просрочки потребитель вправе требовать один процент от суммы товара. Причем с продавца.
Подковавшись юридически, мы отправились в магазин. Не будем передавать разговор с владельцем магазина, скажем лишь то, что в случае, если бы магазин отказал нам, мы бы обратились в суд. Но до суда дело не дошло, владелец магазина предпочел все решить мирным путем. Покупателю вернули деньги за ноутбук, за сертификат, да еще дали за моральный вред плюс сумму за услуги юриста.