• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗНАТЬ И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ

ЗНАТЬ И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
Таша БЕРЕЖНАЯ
В мае этого года в  закон, защищающий  права потребителей, были внесены изменения.  Почти вдвое увеличены сроки возврата товара. А продукцию на прилавках можно свободно фотографировать и снимать на видео.
Как рассказал директор областного общества защиты прав потребителей Серик Тенизбаев, теперь в законе четко прописано, на что имеет право потребитель, а на что продавец.
Первое, на что стоит обратить внимание, это продленные сроки, в которые покупатель может вернуть разонравившийся ему товар. Речь тут идет по большей части о сезонных товарах. К примеру, если раньше вы покупали шубу, гарантийный срок которой два года, то отсчет начинался с момента приобретения. Теперь, по новому законодательству, гарантийный срок на сезонные товары отсчитывается лишь с момента наступления соответствующего сезона.  К примеру, на ту же шубу гарантийный срок наступит 15 ноября, несмотря на то, что куплена она была весной того же года. Безусловно, для потребителей это хорошо.
Расширен список причин, по которым потребитель имеет право в течение 14 дней вернуть доброкачественный товар. Раньше это были размер, форма, габариты, фасон, расцветка, комплектация. Теперь добавлена фраза «и тому подобное». Детально прописаны метражные товары, которые не так давно пополнили список тех, которые нельзя вернуть, обменять.
Кстати, в измененном законе  вещи, не имеющие сертификата соответствия стандартам и других документов, подтверждающих его качество, можно вернуть в магазин в течение  30 дней, а не 14, как это было раньше.
То есть, если вы купили  поддельный сотовый телефон, то в случае, если вдруг решили его вернуть, сделать это можно в течение месяца. При этом не обязательно, чтобы у покупки сохранился товарный вид. Раньше в законе этого не было, и суд бы не принял вашу сторону, если бы на корпусе этой сотки были
царапины.
Еще одно приятное нововведение состоит в том, что отныне договор о приобретении товара  или оказании услуги четко регламентирован. И по этому регламенту запрещается вносить в него пункты, ущемляющие права потребителя. Например, теперь нельзя в договор включать пункты, в которых бы говорилось, что продавец вправе изменять цену купленного в рассрочку товара в тенге, ориентируясь на текущий курс доллара. Нельзя прописывать пункты о задатке, так как все мы понимаем, что задаток не возвращается, и если вы вдруг выплатите какую-то сумму за товар в рассрочку, а потом решите вернуть товар и получить обратно деньги, то сделать этого вы уже не сможете.
А вот пункт о том,  что продавец обязан предоставить аналогичный товар покупателю в случае, если тот вернул обновку и требует ее замены на новую, остался. То есть если вы купили холодильник и обнаружили, что он неисправен и его нужно менять, то, написав соответствующее заявление, вы имеете полное право ждать, что продавец в течение трех рабочих дней предоставит вам в бесплатное временное пользование аналогичный по функциям товар. Потребитель теперь наделен правом участвовать в проверке качества и проведении экспертизы товара. Напомним, что ее имеет право заказать продавец  в случае, если у клиента возникли претензии к качеству. На это отводится 30 дней. И максимум 20 дней на устранение недостатков. Если, конечно, покупатель не потребует обратно деньги, на что имеет полное право.
   Многие из нас, наверно, сталкивались с такой ситуацией,  когда  цена товара на витрине  указана одна, а в чеке вы обнаруживаете другую. Теперь в статье 24, пункте 6,1 сказано, что продавец обязан продать товар по цене, указанной на внешней или внутренней витрине.
Отныне продавцу запрещено препятствовать потребителю вести фото-, видеосъемку. И они приравнены к доказательствам, подтверждающим факт приобретения товара. Да, есть случаи, когда законодательство запрещает фотографировать и снимать на видео. Но это точно не ценники.
Продавцы теперь не могут откреститься от гарантийного срока на товар, ссылаясь на то, что он не установлен производителем. Потому что в таком случае закон обязывает это сделать торговца. Причем, даже если он укажет месяц, то, как и в случае с производственной гарантией, будет нести ответственность, если возникнут претензии, в течение двух лет (на недвижимое имущество – пять лет). Сроки предъявления претензий продавец обязан сообщить покупателю. И гарантийное обязательство не прекращается ни при каком раскладе. Причем (так было и ранее) работает с покупателем в случае претензий именно продавец.
Также определены принципы электронной торговли, которые сейчас актуальны и не были озвучены в старой редакции. В этом случае продавец не будет освобождаться от ответственности и обязан будет предоставить сертификаты соответствия или декларацию о соответствии, в том числе импортного товара, подлежащего обязательному подтверждению соответствия. Данная информация, предоставленная на одном языке либо на иностранном языке, будет считаться не предоставленной.
Уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей -
Комитет по защите прав потребителей и его подразделения на местах, созданные на базе санитарно-эпидемиологических служб, которые могут подать в суд на продавца, если с одной и той же жалобой к ним обратились 10 человек.
 Так что имейте все это в виду.
23-07-16 23 июль 2016 г. 0 0