КАЗАХСКИЕ СВАДЬБЫ: ВСЕ НОВОЕ — ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
У казахского народа есть много замечательных национальных традиций и обычаев. На протяжении веков люди свято чтят их, стремятся сберечь, чтобы передать будущему поколению. Но меняются времена, меняются нравы. Современное общество диктует свои условия, вносит коррективы в некоторые традиции. Сегодня, к примеру, претерпела ряд изменений традиция проведения казахских свадебных церемоний.
Традиционная казахская свадьба издревле состояла из нескольких этапов: предварительный сговор (қыз айттыру), сватовство (құда түсу), свидание жениха и невесты (қыз қашар), свадьба в доме невесты (қыз ұзату), переезд невесты в дом жениха и свадебное празднование в доме жениха. Согласно обычаям невесту одевали в свадебный наряд в доме ее отца. Торжественный обряд «саукеле кигізу» был особенным для девушки. На голову ей надевали свадебный головной убор – саукеле — с особым тонким покрывалом – желек. В таком наряде невеста должна была приехать в дом жениха. Сау¬келе всегда было самым дорогим убранством невесты, символизировало начало новой жизни, как правило, его надевала на девушку уважаемая в роду женщина.
В каком наряде в дом своего суженого входят нынешние невесты? В последние годы все чаще молодые девушки предпочитают покидать родной очаг в современных белых свадебных платьях. Казалось бы, в этом нет ничего зазорного, но, по мнению известного в области педагога, профессора КГУ имени Коркыта ата, кандидата исторических наук Меруерт Ансатовой, это не совсем правильное решение.
— Нарядное свадебное платье казахские девушки испокон веков надевали в доме жениха, — подчерк¬нула М.Ансатова, — из родного дома они должны выходить в других нарядах. Многие шьют для этого случая, к примеру, красивые розовые платья, других светлых тонов, которые были всегда к лицу девушке. Меня особенно радует тот факт, что в последние годы вновь возродилась замечательная казахская традиция проводов невест – қыз ұзату – в национальных платьях.
Нельзя не согласиться с моей собеседницей. Сегодня часто на казахских тоях можно видеть невест, облаченных в национальные наряды и украшения. Благо, что и выбор в местных свадебных салонах нынче богатый. Кстати, предпочтение традициям в одежде нередко отдают и женихи. К таким молодым парам на свадьбах особую симпатию испытывают не только старшее поколение, но и современники молодоженов.
Все больше невест предпочитают свадебные платья с весьма откровенным декольте. Несомненно, понятно желание современной девушки, которая стремится идти в ногу с модой, соответствовать эталонам яркой и красивой невесты с обложек модных зарубежных журналов. Но в погоне за европейской культурой, по мнению М.Ансатовой, девушки забывают о нравственной стороне.
— Казахские девушки всегда отличались своей душевной чистотой и кротостью, — отметила педагог, — да, сегодня часто наши невесты надевают довольно откровенное свадебное платье. Мне, как, впрочем, и большинству представителей старшего поколения, не очень приятно это видеть. Ведь в зале сидят не только молодые, есть и родители жениха, другие его родственники. И щеголять перед ними в декольте – признак не¬уважительного отношения. В девушке всегда должно присутствовать некое таинство, загадка.
Невольно вспомнила один из недавних комментариев невестки легендарного Бауржана Момышулы 70-летней Зейнеп Ахметовой, которая также негодовала по поводу свадебного дресс-кода некоторых современных казахских невест. Она просила не носить не свойственную казахским традициям одежду.
— Какой, скажите, смысл делать бет-ашар полуголым девушкам? —возмущалась уважаемая женщина.
Одним из модных веяний стало сегодня разрезание свадебного торта. Эта церемония пришлась по нраву и молодым, и старикам. Но, как считает М.Ансатова, разрезать и раздавать торт гостям должен определенный человек, возможно, из обслуживающего персонала ресторана.
Хотела бы заметить еще вот что. Я не против разрезания торта на свадьбах, но не приветствую то обстоятельство, когда молодая пара кормит ложкой родителей. Издревле в казахских традициях заложено, что только мать может кормить ложкой свое дитя. У казахов плохой знак и примета кормить ложкой своих родителей.
Один из опытных тамада области Руслан Ахметов, у которого более двадцати лет стажа на этом поприще, говорит, что огорчен тем, что молодые люди все дальше уходят от корней, от народных традиций.
— Стало модным проводить на свадьбах конкурсы и игры, — говорит тамада, — многие из которых настолько неэтичны, что порой стыдно не только участвовать в них, но даже смотреть. Каково на этих свадьбах приходится уважаемым старикам?
Тамада выступает против новоявленных атрибутов нынешних свадеб.
— Из века в век на казахских тоях звучали кюи известных акынов, — подчеркивает Руслан, — устраивали айтысы, проводили различные состязания по национальным видам спорта, кокпар, байге и другие. Сейчас, конечно, многих этих составляющих казахских тоев нет, но мы в своих программах в основу кладем сохранившиеся веками обычаи. Ведь можно те же самые бросание букета цветов невесты, разрезание торта и другие современные церемонии заменить национальными традициями.
Бабушка моей подруги Жамал аже рассказала, что у казахов есть хорошая традиция дарить родным и гостям перья филина, которые считаются святыми, они приносят в дом спокойствие и мир, помогают от сглаза. Так вот, вместо букета цветов Жамал аже предложила как-то своей внучке, молодой невесте, раздать эти перья сестрам и подругам, как знак того, что отныне дорога к счастью открыта и для них. Или же раздать на свадьбе белые платки незамужним сестрам жениха, это тоже означает пожелание счастья.
— Выход есть из каждой ситуации, было бы желание, — говорит бабушка, — умейте уважать и почитать свои традиции. Их необходимо сохранить и передать нашим детям и внукам.
Даже при большом желании сейчас родителям молодоженов не удается соблюсти все традиции. По словам Р.Ахметова, причина тому слепое исполнение отцов и матерей желаний и прихотей своих чад. Они идут на поводу сыновей и дочерей, для которых свадьба зачастую становится не олицетворением начала семейной жизни, а неким пиаром, поводом продемонстрировать свою состоятельность и размах. Молодые не задумываются, в какую немыслимую сумму обходится все это удовольствие родителям. А ведь, чтобы провести мало-мальски нормальную по нынешним меркам свадьбу, необходимо минимум 3-5 миллионов тенге. Эта сумма вырастает в разы от более высоких запросов молодой пары.
Уверена, что среди читателей найдется немало тех, кто выступит за современную тенденцию проведения свадеб. И их никто не вправе осуждать. Право на это имеет каждый. Но, думаю, многие поддержат мнение, что уходить от своих корней, традиций мы не должны. Казахские свадьбы, как и многие другие добрые обряды, всегда преследовали воспитательные цели. Да, со временем они претерпевают изменения. Но каждое новое поколение должно стремиться поддерживать свои лучшие традиции. Это дает нам возможность не только помнить о своих истоках, но и чтить память своих предков, передавать все это потомкам.