Представьте себе такую сцену - клиент сбежал из кресла парикмахера, не заплатив, или же пустился наутек покупатель с палкой колбасы из магазина. Скажете, так не бывает? Почему же! Подобное у нас происходит часто. Если человек месяцами не платит за электроэнергию, чем это отличается от описанных ситуаций по сути? Ничем. Большинство населения подходит к оплате услуг со всей ответственностью, но есть граждане и организации, которые игнорируют оплату за потребленную электроэнергию. Поэтому сотрудники ДГКП «Кызылорда жарык сервис» вынуждены противостоять злостным должникам. О том, как ведется борьба с неплательщиками, корреспонденту «КВ» рассказывает исполняющий обязанности директора этого ДГКП Серик Кузекпаев. - Давайте начнем с цифр. Какова общая сумма задолженности за электроэнергию ваших клиентов? - В зону нашего действия входят практически все микрорайоны города — «Акмешит», «Мерей», «Шугыла», «Саулет», залинейная часть поселок Тасбогет и так далее, кроме центральной части города, которую обслуживает ТОО «Энергосервис». На сегодняшний день общий долг потребителей перед предприятием составляет более 26 миллионов тенге. Из них большая часть приходится на предприятия и субъекты предпринимательства - более 22 миллионов тенге. - Максимальные суммы по долгам за электроэнергию можете назвать? - Среди юридических лиц - АО «Аэропорт Коркыт Ата» - миллион семьсот двадцать шесть тысяч тенге, АО «Салини Коструттори» - 97 тысяч, ТОО «Техоснастка» - 51 тысяча, и так далее. Среди жителей — «рекордсмены», проживающие по адресам: «Акмешит» 16/11 – 189 тысяч, «Мерей» 13/36 – 182 тысячи и «Шугыла» 34/11 – 158 тысяч, улица Бухарбая, д. 130 – сто тысяч тенге, Бектурганова 30/41 – 99 тысяч, и так далее. -Какие меры принимаете к должникам? - Сначала мы направляем им уведомления: «У вас задолженность за такой-то период, такая-то сумма, просим погасить». Если потребитель молчит, направляем еще одно. Если абонент опять не реагирует, то включаем его в график отключения. Причем «долговую историю» каждого абонента рассматриваем отдельно. В целом от выставления претензии до момента отключения проходит обычно два-три месяца. У должника есть время погасить задолженность. Или хотя бы прийти к нам, обсудить свою ситуацию - мы можем пойти ему навстречу. Но если человек никак не реагирует, то нам ничего не остается, кроме крайних мер - взыскание задолженности в судебном порядке. Тем не менее «Кызылорда жарык сервис» - организация, ориентирующаяся на клиентов, поэтому мы всегда надеемся, что вопрос долгов удастся урегулировать договорным путем. В выходные дни, когда большая часть населения отдыхает, мы проводим рейды. -И как на них реагируют потребители? -По-разному. Одни спокойно, без вспышек гнева и агрессии, другие пытаются объяснить, почему у них образовались огромные долги за электроэнергию, и обещают в срочном порядке оплатить счета, а некоторые встречают нецензурной бранью, а то и вовсе нападают на контролеров, электромонтеров и инспекторов, бывает, что натравливают собак, швыряют чем попадя. В таких случаях, когда потребители нападают на сотрудников или не пускают их к осмотру, мы вынуждены предпринимать ответные действия: отключаем электроэнергию за недопуск, ведь по закону потребитель по требованию энергоснабжающей организации обязан беспрепятственно допустить специалиста к прибору учета и схеме энергоснабжения жилого помещения. -Но таким потребителям ничего не стоит самовольно подключиться. -Такие случаи тоже есть. После того как жилище потребителя обесточат, он набрасывает на линии электропередачи провода с железными крюками, а хозяева больших домов обогревают свои хоромы при помощи бойлеров, подключившись к электросетям таким хитрым образом, что на счетчике информация о потреблении сотен киловатт никак не отражается. Но мы с ними боремся по-своему - выявляем и подаем в суд.
Наталья ЧЕРНЕЙ.