• 12 Апреля 2025 год
  • : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВСЕ ТЕЧЕТ И НАКОНЕЦ МЕНЯЕТСЯ

Игорь ТИТЕНОК
ВСЕ ТЕЧЕТ И НАКОНЕЦ МЕНЯЕТСЯМногодесятилетняя, а порой и вековая история поселков городского типа в нашей области на практике доказала, что водопровод может существовать без канализации. Другими словами, водоподача без водоотведения стоков. Этим гордиться нельзя, потому что человеческая цивилизация уже как минимум два с половиной тысячилетия увязывает эти два процесса в один. Даже в нашем Сауране (позднем, существовавшем в XIII-XVIII веках), как считают ученые, часть знаменитых кяризов (подземные каналы) выполняла функцию водоотведения стоков подальше от городских стен.
Столь далеко отклонился в историю, чтобы наглядно показать, сколь архаично и нелогично существование водопровода без канализации. Особенно в поселках городского типа, которые имеют многоэтажную застройку, не говоря уже о населенных пунктах со статусом города. Это было понятно задолго до того, как автор принялся за эти заметки, и потому попытки создать системы водоотведения и водоочистки по крайней мере во всех районных центрах предпринимались не раз. И во времена Советского Союза, и с тех пор, как Казахстан стал суверенным государством. О том, что канализационную систему планировалось когда-нибудь создать, свидетельствуют проекты, по которым в райцентрах были построены сотни многоквартирных жилых домов, административно-бытовые и другие здания. Все они имели внутреннюю систему водоотведения, только подсоединять ее было некуда.
Справедливости ради надо сказать, что развитие канализации в нашей области, включая Кызыл-орду, всегда тормозит исключительно плоский, безнаклонный рельеф местности. Это значит, что на коротких участках надо создавать подземным коммуникациям искусственный уклон и строить КНС (канализационные насосные станции). Для сравнения, представьте себе Шымкент, без пяти минут, город-миллионник Казахстана. Там три КНС, а в Теренозеке, который почти в сто раз меньше этого города – пять КНС. И это только начало создания системы водоотведения сточных вод в этом поселке. Когда она накроет его весь, КНС будет десять, а может, и больше. И каждая – это бетонное сооружение с колодцем, электрооборудованием, насосом и обслуживанием этого хозяйства. Получается очень дорого, даже если вся система создана за бюджетные деньги, а потребителям услуги водоотведения надо оплачивать лишь ее содержание. То есть канализация, если ее построить и запустить, будет бременем для местного бюджета. Казалось бы, даже бездотационное существование коммунальной организации, на которой «повиснет» канализация поселка, невозможно. Такая ситуация характерна для всех райцентров нашей области. Поэтому даже в тех поселках, где бюджетные средства уже вложены в систему водоотведения и водоочистки, ни то, ни другое не работает.
Белой вороной, в смысле стремления к чистоте и экологичности, стал поселок Теренозек. Здесь система водоотведения уже работает. Что ее построят, сомнений не было. Из республиканского бюджета было выделено 572 миллиона тенге на строительство станции биологической очистки сточных вод, пяти КНС и сетей. Все это мощностью 1400 кубометров стоков в сутки было построено и сдано эксплуатирующей организацией ТОО «Оркен-Сырдарья» (местный райкомхоз по-старому) и могло бы долго стоять памятником стремления к коммунальной цивилизационности, как в других райцентрах. По той простой причине, что в зданиях, о которых упомянул вначале, внутренняя система водоотводов (трубы, унитазы, ванны) уже исчезли. Даже туалетные комнаты в многоквартирных домах давно приспособили под кладовки и чуланы. Еще весной прошлого года разговаривал об этих проблемах с акимом Сырдарьинского района Ганибеком Казантаевым.
ВСЕ ТЕЧЕТ И НАКОНЕЦ МЕНЯЕТСЯ– Если строго следовать правилам, то за государственные деньги мы имеем право канализацию, как, впрочем, и другую услугу, подвести только до дома, – объяснял мой собеседник, – а дальше частная территория и жильцы за свой счет должны делать подвальную и межэтажную разводку, устанавливать унитазы. Но ведь люди-то не виноваты, что эта услуга шла до них тридцать, сорок лет, а то и полвека. Что, все это время беречь унитаз как реликвию? Для меня было очевидно, что мы должны помочь теренозекцам в этом деле. Это даже не вопрос благотворительности, это хозяйский расчет. Если мы не запустим систему водоотвода и водоочистки, более полумиллиарда тенге государственных денег окажутся выброшенными на ветер – неработающая станция биоочистки, сети и КНС через пару лет придут в негодность и там потихонечку все разворуют. Поэтому мы нашли средства, чтобы обеспечить процесс подключения к этой услуге не только объектов культуры, образования, здравоохранения, но и теренозекцев, проживающих в двухэтажках.
– Сегодня у нас уже пользуются услугой водоотведения жильцы 23 двухэтажных домов, 18 бюджетных организаций, – рассказывает заместитель директора ТОО «Оркен-Сырдарья» Серик Нуртазаев. – Процесс, как говорится, пошел. У нас есть схема поэтапного подключения других домов и объектов. Агрессивно будем входить в частный одноэтажный сектор. Чем больше у нас будет пользователей услуги, тем меньше будет ее удельная себестоимость. Поясню на цифрах. Сегодня мы принимаем триста кубометров сточных вод в сутки. При этом наши эксплуатационные расходы (зарплата, электроэнергия и прочее) такие же, как мы работали бы на полную мощность (1400 кубометров в сутки), но при этом собираем плату в четыре – пять раз меньше.
Прогресс с канализацией в Теренозеке вряд ли бы был, если бы в поселке предварительно не навели бы порядок с подачей питьевой воды. До недавнего времени ситуация была такой: на всех улицах стояло больше сотни колонок. И вода из них бежала все время. Вернее, все время она идти не могла, на это у поставщика услуг денег не хватало. Поэтому воду подавали в поселок по часам.
Теперь Теренозек, опять-таки, наверное, один из немногих населенных пунктов области, где вода в кранах круглосуточно, но уличных колонок нет. Кончилась услуга, за которую фактически никто не платил. Сейчас водопроводные сети подведены к каждому дому и «общение» получателя услуги с ее поставщиком идет исключительно через водомер. Таким образом эффективность местного комхоза в этой части выросла в разы. По такой схеме будут развиваться и канализационные сети.
Иметь у себя дома соединение с сетями водоотведения – это, на первый взгляд, дело частное. Так-то оно так, да не совсем. Имея примитивный септик, выгребную яму, туалет во дворе, вы оказываете, мягко говоря, негативное влияние на верхний горизонт грунтовых вод и саму почву, а это уже наше общее достояние и тут надо соответствовать экологическим требованиям. Подчеркну – если для этого есть возможность. Таковую в Теренозеке создали, она уже работает, значит, теперь вместе с пряником (все удобства дома) можно и кнут (штрафы за нарушения экологических норм) применить. Но пока больше уговоров и помощи.
Может, кому-то покажется, что автор выбрал не ту тему, чтобы показать, как развивается поселок Теренозек, но ведь решилась проблема, которую решали и не дорешали в советское время и в тучные годы этого века. Может, многим теренозекцам нынешний кризис тем и запомнится, что в их дом пришла такая важная услуга.
23-2-2016 23 февраль 2016 г. 0 0