• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

В ПОИСКАХ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ

Максут ИБРАШЕВ
В ПОИСКАХ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙЖемчужиной духовно-культурного наследия земли Сыра называют пантеон Окшы-ата. Сюда ежегодно приезжают тысячи туристов из всех уголков Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. В пантеоне есть мавзолей Асана-ата, который в 1982 году был включен в список памятников культуры республиканского значения и взят под охрану государства.
Мавзолей расположен в 16 километрах  от станции Шиели,   в пяти километрах от аула Байгекум. Построен в XVI веке как погребальное сооружение казахского философа, поэта-певца Асана-кайгы.
 Асан-кайгы был одним из влиятельных сановников хана Золотой орды Улу-Мухаммеда. В 50-е годы XV века в политической борьбе в Восточном Дешт-и-Кыпчаке он занял сторону противников хана Абулхаира — султанов Керея  и Жанибека, основавших в 1456 году в Западном Семиречье Казахское ханство. Был сторонником объединения всех казахских  родов и племён. Он был  певцом-жырау. Основное место в его творчестве занимали философско-дидактические жанры: толгау, терме, назидания и афоризмы. Собиранием его произведений занимались учёные-востоковеды Шокан Уалиханов, Григорий Потанин, поэт Машхур Жусуп Копеев. Начало изданию поэтического наследия Асана-кайгы было положено в XIX веке, значительный вклад в его изучение внесли  писатели Сакен Сейфуллин, Мухтар  Ауэзов.
Несмотря на то, что Асан-кайгы был исторической личностью, он обрёл легендарные и даже сказочно-мифологические черты.
Наиболее популярной стала легенда о поисках Асаном-кайгы обетованной земли Жер-Уйык с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом, обилием зверей и рыбы, где люди живут без горя и нужды, вражды и угнетения. На быстрой, как ветер, верблюдице Желмая он объездил все стороны света, однако нигде не смог найти Жер-Уйык. Эта социально-утопическая легенда отражает конкретную историческую ситуацию середины XV века, когда усилившиеся после распада Золотой Орды и Белой Орды междоусобицы вызвали массовую откочёвку казахских родов и племён из Восточного Дешт-и-Кыпчака в Западное Семиречье. Асан-кайгы был советником одного из возглавивших это движение султанов — Жанибека, он вошёл в народное сознание как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель надежд простых людей на новую жизнь.
У мавзолея Асана-ата практически нет архитектурных излишеств, он строг и впечатляет своей простотой. Мазар представляет собой портально-купольное сооружение, имеющее в плане форму квадрата с полуразрушенным выступающим на 4 метра  порталом. Четверик (квадратное сооружение) переходит в восьмерик (восьмиугольник) посредством угловых арочных парусов. Переход восьмерика в барабан  (цилиндрическое основание купола) осуществлён при помощи напуска кирпичной кладки. Памятник выложен из квадратного керамического кирпича размером 28x28x6 сантиметров. На высоте трех  метров стены украшены пояском из вертикально уложенных кирпичей. Внутренние стены мавзолея оштукатурены глиносаманным раствором. Высота мавзолея — 7,6 метра,  внешние размеры — 11,15x3 метра. Мавзолей Асана-ата в 1982 году был включен в список памятников культуры республиканского значения и взят под охрану государства. В рамках государственной программы «Культурное наследие» на реставрацию мавзолея Асана-ата из республиканского бюджета  было выделено 9 миллионов 600 тысяч тенге. Реставрационные работы выполнили специалисты предприятия «Кызылордареставрация».
У казахстанских и зарубежных туристов мавзолей вызывает большой интерес, ежегодно его посещают тысячи человек. После завершения строительства международного автобана «Западная Европа — Западный Китай»  поток туристов    сюда возрос  в разы.    Это послужило  развитию  здесь  инфраструктуры и сервиса.
Фото автора.

23-2-2017 22 февраль 2017 г. 1 290 0