• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СТОЯЛА ЗАДАЧА СОХРАНИТЬ ПРОФТЕХШКОЛУ

Сексенали Раханов, ветеран сферы образования:
 – С первых дней независимости страны Глава государства Нурсултан Назарбаев в качестве одной из главных стратегических задач построения нового Казахстана назвал развитие человеческого капитала. Именно поэтому образованию был посвящен один из первых законов страны – «Об образовании», принятый в 1992 году, где была закреплена приоритетность сферы и ее исключительная значимость для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала государства.
Не секрет, что в начале 1990-х годов система образования в Казахстане оказалась в сложной ситуации и должна была приспосабливаться к новым условиям. В стратегии реформирования образовательной системы, в частности, профессионально-технического образования были выделены такие аспекты, как укрепление учебно-материальной базы, обновление содержания образования, а точнее – подготовка конкурентоспособных, квалифицированных кадров.
Ну и, конечно, в условиях сокращения бюджета сферы на первый план вышла идея развития самофинансирования профессиональных училищ, расширение их финансовой и хозяйственной самостоятельности, использование дополнительных источников финансирования. В первую очередь - за счет создания подсобных хозяйств, выпуска товаров народного потребления. В тот сложный переходный период профтехучилище
№ 9 смогло за счет механизма самофинансирования собрать порядка пяти миллионов рублей. Сумма по тем временам не маленькая, учитывая то, что общий бюджет одного училища не превышал десяти миллионов рублей. В результате мы смогли обеспечивать питанием, стипендией детей-сирот, из малоимущих семей. Казалинское профессионально-техническое училище смогло заработать шесть миллионов рублей, Кармакшинское училище – четыре, Аральское профтехучилище – пять миллионов рублей. Тогда в области было 17 профессионально-технических училищ, и в подсобных хозяйствах училищ насчитывалось около шести тысяч голов мелкого рогатого скота, 250 коров, порядка двух тысяч кур и уток.
В январе 1992 года профессионально-технические училища передали под крыло областного управления образования. Несмотря на все сложности, мы всегда придерживались идеи «Каждому предмету – свой учебный кабинет, каждой профессии – своя мастерская». В результате в тот год в области в профтехучилищах насчитывалось 50 учебных кабинетов, 32 учебные мастерские. Всего же в 1992 году в профессиональные училища было принято 1769 человек, закончили учебу 1500.
Мы прикладывали огромные усилия, чтобы сохранить то, что было возможно. Особенно важно было сохранить профессионально-техническую школу. Педагогическая общественность четко понимала, что без кадров, подготовленных в этой школе, не может существовать ни одна экономика. Стояла задача сохранить материально-техническую базу училищ, кадровый резерв, чтобы готовить специалистов, которые будут востребованы в новой формации.
23-4-2016 23 апрель 2016 г. 0 0