• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПЕРВЫЙ ПРИШЕЛ — ПЕРВЫЙ ПОЛУЧИЛ?

75-й шаг. Введение для всех полезных ископаемых УПРОЩЕННОГО МЕТОДА ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТОВ, ИСПОЛЬЗУЯ ЛУЧШУЮ МИРОВУЮ ПРАКТИКУ.
(«План нации – 100 шагов»).
Тема нашей беседы с руководителем Кызылординской региональной  инспекции геологии и недропользования Шахизадом
КАЛБЕРГЕНОВЫМ обозначена вынесенной  в эпиграф цитатой из «Плана нации  – 100 шагов».

– Давайте начнем с того, что у нас уже делается для того, чтобы двигаться в этом направлении, то есть использовать лучшую мировую практику?
– В декабре прошлого года в закон «О недрах и недропользовании» внесены корректировки. Существенные изменения произошли в порядке предоставления права недропользования. Конкурс отныне проводится двумя способами – тендер  или аук¬цион. Также, на основе прямых переговоров, введен третий, совершенно новый институт – упрощенный порядок предоставления права недропользования на слабоизученные участки недр на разведку по принципу «первый пришел – первый получил».
Тендер – процедура определения победителя из числа участников конкурса, представивших конкурсные предложения, фактически то же, что до принятия поправок называлось конкурсом. Аукцион – это вновь введенная, упрощенная процедура определения победителя конкурса из лиц, представивших заявки на участие в аукционе, также проводится комиссией Министерства инвестиций и развития (МИР).
Максимальный срок между датой опубликования условий аукциона и датой его проведения – три месяца, участвовать могут любые заявители, допущенные к участию и зарегистрированные в качестве участника аукциона на дату его проведения.
О проведении аукциона публикуется извещение, в котором указываются дата, время и место его проведения, срок и место подачи заявок; основные условия аукциона; местонахождение и краткое описание участков недр; стоимость пакета геологической информации; размер взноса за участие в аукционе и реквизиты для его оплаты; размер местного содержания в кадрах и ТРУ (товары, работы, услуги); размер затрат на обучение казахстанских кадров; размер расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры; размер расходов на НИОКР, а также стартовый размер подписного бонуса (разовый платеж недропользователя за право  пользоваться недрами).
Победителем становится участник, предложивший наибольший размер подписного бонуса. Таким образом, в отличие от тендера, предлагающего минимальные стартовые размеры казахстанского содержания в ТРУ, кадрах, и НИОКР, в аукционе эти позиции, наряду с размером расходов на социально-экономическое развитие региона, устанавливаются компетентным органом и включаются в контракт, может измениться только размер подписного бонуса.
В Закон также введен новый способ предоставления права на разведку на «слабоизученные» участки недр (прогнозные ресурсы по которым оценены предварительно) в упрощенном порядке, путем проведения прямых переговоров с первым заявителем, представившим заявку и подписанный типовой контракт на разведку (принцип «первый пришел – первый получил», перенятый из австралийского опыта для стимулирования геологоразведки в стране).
Участок недр, предоставляемый в упрощенном порядке для разведки, не должен превышать десять блоков, каждый из которых равен одной минуте в географической системе  координат.
Для получения права разведки в упрощенном порядке заявитель направляет в компетентный орган заявку, которая должна содержать подробные сведения о заявителе, указание на участок недр, представленный в виде блоков, на которые претендует заявитель; подтверждение о наличии у заявителя денег, достаточных для выполнения требований о минимальном размере затрат и видов работ, которые необходимо выполнить в пределах запрашиваемого участка в течение первого года после заключения типового контракта, и наряду с подтверждающими документами прикладывает к ней подписанный типовой контракт.
Форма типового контракта утверждается компетентным органом и должна содержать следующие основные положения: 1) размер расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры, представленный в виде ежегодных возрастающих платежей; 2) обязательства по уплате подписного бонуса; 3) минимальный размер затрат и виды работ по годам, которые необходимо выполнить в пределах одного блока на весь период действия типового контракта.
Компетентный орган размещает на официальном сайте сведения о поданных заявках. В случае, если в течение последующих пяти рабочих дней на запрашиваемый участок дополнительно подается более одной заявки, то право недропользования по такому участку предоставляется в порядке аукциона. Заявка подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней с даты ее поступления в МИР.
Прямые переговоры проводятся в течение 10 рабочих дней после принятия заявки. По итогам прямых переговоров с заявителем заключается типовой контракт.
По нему недропользователь освобождается от обязательств по местному содержанию в кадрах и ТРУ, рабочая программа не составляется. Проект поисковых работ утверждается самим недропользователем уже после заключения типового контракта и направляется им в комитет геологии в уведомительном порядке, так же как и изменения и дополнения в него.
В случае несвоевременной оплаты сумм на социально-экономическое развитие региона, нарушения требований о минимальном размере затрат и видов работ в пределах одного блока, или нецелевого использования предоставленного участка недр, типовой контракт может быть в одностороннем порядке прекращен компетентным органом.
– Прошло полгода, как приняты поправки в закон «О недрах и недропользовании». Упрощенный порядок на разведку слабоизученных участков недр у нас введен со ссылкой на «лучшую мировую практику». Кто-нибудь воспользовался за это время на территории нашей области этим упрощенным порядком?
– Нет.
– Готовясь к нашему разговору попытался узнать как действует принцип «первый пришел – первый получил» в других странах. Для этого даже не потребовалось знание иностранных языков. Казахстанское геологическое сообщество постоянно мониторит лучший мировой опыт в этой сфере. Вот как действует принцип «ПП-ПП», например в Финляндии. Закон о недрах в этой стране прост и понятен даже для начинающих, то есть не имеющих серьезного юридического сопровождения фирм. С подзаконными актами и требованиями компаниям сталкиваться не приходится. Подать заявку проще простого и можно по почте или в электронном виде. За один блок (там это 9 квадратных километров) фиксированная плата – 370 евро. Блоков можно набрать неограниченное количество. Срок получения поисковой лицензии – две недели. Конечно, получение разведочной лицензии (бурение и прочее) сложнее и дольше, но вполне доступно, подчеркну, начинающим компаниям.
Как результат такой политики в Финляндии, например, открыто крупнейшее в Европе месторождение золота (200 тонн). Если бы эта политика сработала в нашей стране, то у нас были бы открыты месторождения того же золота как минимум на полторы тысячи тонн. По той простой причине, что по площади мы в восемь раз больше, а геологические предпосылки у нас, скажем так, щедрее.
Почему же к нам никто не кинулся искать то же золото, после того, как якобы заработал принцип «первый пришел – первый получил»? Наверное, потому, что у нас «лучшая мировая практика» адаптирована до невозможности ее применения. Судя из того, как прописан упрощенный порядок на разведку, в нашем законе он запросто может перейти в сложный аукцион, потому что ты первый пришел заявку подал, а потом ждешь пять дней, не окажется ли кто «первее» тебя. Теперь о размерах контрактных территорий. В Финляндии от девяти квадратных километров до без ограничения. У нас один блок — эта одна минута географических координат. В пределах нашей области по моим подсчетам, это 2,6 квадратных километра. То есть максимально, по упрощенному порядку можно получить 26 квадратных километров. Такое ощущение, что это Финляндия в восемь раз больше Казахстана по площади.

По нашему закону платы за блок вроде нет, но есть суммы на социально-экономическое развитие региона и минимальный размер затрат и видов работ в пределах одного блока, плюс еще в заявке ты должен как-то доказать, что у тебя есть деньги для этих затрат. Ну а если, региону развиваться не помогал, минимум не соблюдал – прощай контракт. Теперь остается догадаться с трех раз: куда потекут деньги мирового рынка геологоразведки: в Казахстан или к примеру, в Финляндию?
– Мне трудно с вами не согласиться, тем более что вы приводите доводы моих казахстанских коллег-геологов. У нас действительно существующий уровень законодательства недропользования далек от совершенства. В действующий закон «О недрах и недропользовании», принятый в июне 2010 года уже в 2011-м были внесены изменения по 5-ти пунктам, в 2012-м еще по
39-ти,  в 2014 — 270 корректировок, а всего изменения вносились 23 раза по 76-ти статьям, общее число поправок – 321. С одной стороны, это свидетельствует о том, что мы хотим усовершенствовать этот закон, а с другой стороны, такая нестабильность, мягко говоря, уменьшает привлекательность нашего рынка в плане разведки недропользования. Вот именно поэтому, на мой взгляд в «Плане нации» и обозначен 75-й шаг, который мы обсуждаем. Сейчас в нашем законодательстве о недрах и недропользовании намечается еще одно  нововведение – готовится проект Кодекса о недрах и недропользовании. Геологи всей страны очень надеются, что в этот раз «лучшая мировая практика» в законе будет прописана так, что  и эффект от нее будет тоже как в лучшей мировой практике. Для этого, на мой взгляд, к работе над проектом кодекса надо привлечь как можно больше наших ученых-геологов. Было бы разумно, если в разработке этого документа приняли участие и специалисты тех стран, практику которых мы собираемся использовать для упрощения процедур заключения контрактов на недропользование.
– Будем надеяться, что в этот раз у нас все получится как надо.
23-6-2015 23 июнь 2015 г. 0 0