• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА – ЭТО СЛУЖБА НАРОДУ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА – ЭТО СЛУЖБА НАРОДУГлава государства в Плане нации «100 конкретных шагов» первым приоритетом обозначил формирование профессионального государственного аппарата. 
О ходе реализации первой институциональной реформы рассказывает руководитель департамента Министерства по делам государственной службы Республики Казахстан по Кызылординской области -  председатель Совета по этике Жазира ЖЫЛКЫШИЕВА.
– Указом Главы государства три года назад  23 июня утверждено Днем государственного служащего. В связи с чем была введена эта дата? 
– В декабре 2002 года на очередной  сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была принята резолюция о провозглашении 23 июня Днем государственной службы ООН. После подписания в декабре 2013 года Указа Главы государства этот день был утвержден как праздник государственных служащих и в нашей стране. 
Празднование Дня государственного служащего в Казахстане должно способствовать укреплению авторитета государственной службы, популяризации провозглашенного Президентом страны основного принципа работы профессионального государственного аппарата – «служение народу и государству превыше всего». 
В настоящее время в области функционирует 383 государственных органа, в том числе 291 – местные исполнительные, 82 – территориальные подразделения центральных государственных органов.
Штатная численность госслужащих составляет 3769 единиц. Из них политических – 7, служащих корпуса «А» – 13, служащих корпуса «Б» – 3749.
– Как осуществляется реформа государственной службы, что конкретно делается в этом плане в нашей области? Какие происходят  изменения?
– Можно с уверенностью сказать, что мы перешли  к практическому этапу выполнения Плана нации «100 конкретных шагов». С  начала нынешнего года вступил в силу новый Закон «О государственной службе Республики Казахстан».                                                                          
Он нацелен на обеспечение открытого конкурсного отбора, карьерное продвижение на основе компетентности, установление оплаты труда по результатам. Это позволит максимально исключить в системе государственной службы условия для протекционизма, непотизма и патронажа, что в полной мере соответствует ожиданиям общества.
В соответствии с карьерной моделью впервые пришедшие на государственную службу не смогут занимать сразу высокие посты, а должны начинать с самого нижнего уровня.
Дальнейшее продвижение по служебной лестнице предполагается осуществлять только на конкурсной основе. Помимо необходимой компетенции потребуется стаж работы на нижестоящих должностях.
Обеспечена открытость проведения конкурсных процедур. 
При проведении конкурса объявления размещаются на  интернет-ресурсах государственных органов и уполномоченного органа.
Облегчен  формат тестирования. Раньше по нормативно-правовым актам нужно было набрать не  менее восьми правильных ответов, теперь должно быть не менее пяти.
Наш департамент ведет целенаправленную  работу в этом направлении. Начата широкомасштабная праворазъяснительная деятельность,  с начала года проведены 115 лекций и семинаров среди разных целевых групп.
С  15 июня мы проводим встречи с населением аульных округов и районных центров, на которых люди задают нам  вопросы, получают методическую помощь; проводим прием граждан по личным вопросам в филиалах партии «Нур Отан». 
Для проведения таких встреч при департаменте  созданы специальные группы. К этой работе подключены представители Палаты предпринимателей области, молодежного ресурсного центра, отделов занятости  и социальной защиты.
С начала года государственными органами области проведено 393 конкурса на занятие вакантных административных государственных должностей. В конкурсах приняли участие 326 человек, 142 участника признаны победителями и получили право на занятие вакантных должностей. В тестировании участвовали  869 человек, 358 из них показали  результат выше порогового значения. 
Для повышения эффективности и производительности кадровых служб госорганов внедрена интегрированная информационная система управления персоналом государственной службы «е-қызмет», которая позволит получить полную кадровую информацию о госслужащих центральных и региональных уровней в режиме онлайн и сократить бумажный документооборот, автоматизировать бюрократические процессы кадровой работы и повысить прозрачность конкурсных отборов в госслужбе. В  области все госорганы подключены к этой системе и приступили к ее использованию.
– Не секрет, что сейчас многие молодые стремятся попасть на госслужбу. На Ваш взгляд, реформа уменьшит их шансы или увеличит?  
– Эта реформа повышает шансы достойных  молодых людей попасть  на государственную службу. Мотивы же к поступлению определяются рядом факторов. Во-первых, государственная служба многими молодыми людьми воспринимается как особая честь, доверие со стороны общества. Во-вторых, во всем мире привлекательность госслужбы определяется и стабильностью, особенно после каких-то социально-экономических кризисов. Плюс, если молодые граждане будут видеть, что отбор на госслужбу  и дальнейшее продвижение осуществляются прозрачно, то это дает дополнительные стимулы – тем кто считает себя достойным.
Здесь скажу, что в мае был подписан Меморандум между департаментом и молодежным ресурсным центром о создании «Школы молодежного кадрового резерва», тем самым дан старт формированию резерва кадров госслужбы.
– Наверняка многих интересует, может ли госслужащий получать подарки из рук близких людей или  коллег?
– Согласно нормам действующего законодательства госслужащим запрещается принимать подарки, а в случае, если они все-таки это сделали, обязаны в течение семи календарных дней передать их в специальный государственный фонд. Госслужащий,  которому поступили подарки, вправе с согласия вышестоящего должностного лица выкупить их из упомянутого фонда по рыночным розничным ценам, действующим в соответствующей местности. Вырученные от продажи подарков деньги специальный государственный фонд перечисляет в республиканский бюджет.
 За принятие и несдачу подарков предусмотрена ответственность. Если стоимость подарка не превышает двух МРП, госслужащие наказываются в дисциплинарном или административном порядке. Все, что больше  этой суммы, – уже в уголовном, то есть будет расцениваться как взятка.
На таких вопросах мы делаем акценты при проведении праворазъяснительной работы, и  среди государственных служащих, и  среди населения. Мы должны сформировать в обществе понимание, что госслужащему не должны дарить подарки ни организации, ни физические лица, чтобы не ставить его в неудобное положение.
– Вернемся к повышению  качества оказания государственных услуг. Какие задачи  стоят в этой сфере?
– Президент страны Нурсултан Назарбаев на встрече с резервистами корпуса «А» подчеркнул, что принятый Закон РК «О государственных услугах» должен стать настольной книгой государственных служащих, которым надо добиться улучшения оказываемых госуслуг и повышения их качества на всех уровнях.
В соответствии с этим законом полномочия по оценке и контролю качества оказания госуслуг возложены на Министерство по делам государственной службы и его территориальные департаменты, в которых  функционируют специальные управления  государственных услуг. 
Министерство и  департаменты осуществляют внешний контроль в виде проверочных мероприятий и мониторинга деятельности госорганов. 
С начала нынешнего года  в Кызылординской области оказано свыше одного миллиона госуслуг, из них 643 тысячи – местными исполнительными органами.
Департаментом по внутренней проверке проведена перепроверка качества госуслуг в шести  государственных органах, которая установила, что три  госоргана предоставили неполную информацию, остальные три  госоргана неполную и недостоверную информацию. В рамках проверочных мероприятий выявлено два факта нарушения законодательства в сфере оказания госуслуг. Основными видами нарушения  являются факты предоставления неполной и недостоверной информации, истребования документов, не предусмотренных стандартами, необоснованные отказы.
Анализ причин, способствующих этим правонарушениям, показал ненадлежащий уровень осведомленности госслужащих региона.
Поэтому департамент с начала года провел разъяснительную работу в 31 госоргане с охватом более 500 представителей госорганов, в чьи обязанности входят вопросы оказания госуслуг.
– Расскажите о работе Совета по этике.
– В связи с принятием нового Этического кодекса пересмотрена работа дисциплинарных советов, теперь они называются советами по этике. Изменения коснулись не только названия советов, но и их основных функций, которые расширились. 
К примеру, теперь они рассматривают итоги анализа коррупционных рисков и работы госорганов по профилактике нарушений законодательства о государственной службе и противодействию коррупции, результаты деятельности уполномоченных по этике занимаются выработкой рекомендаций и предложений по вопросам совершенствования форм и методов предупреждения коррупции.
С начала года Советом по этике проведено четыре заседания, на которых рассмотрен 21 вопрос. Из них 15 дисциплинарных дел в отношении госслужащих, три организационные вопросы, по трем вопросам были заслушаны отчеты руководителей государственных органов.  
По результатам рассмотренных дисциплинарных дел девять были приостановлены, по шести дисциплинарным делам было рекомендовано о наложении дисциплинарных взысканий госслужащим.
– Как мы знаем, одно из направлений вашей работы –профилактика коррупции.  Что делается в этом плане?
– Для реализации 13-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» в прошлом году был принят новый Закон «О противодействии коррупции», который введен в действие с 1 января 2016 года. Законом предусмотрены основные положения о превенции коррупции, среди которых – формирование антикоррупционной культуры, анализ коррупционных рисков, антикоррупционный мониторинг, формирование антикоррупционных стандартов, вопросы конфликтов интересов и многие другие моменты.
Начал проводиться внешний и внутренний анализ коррупционных рисков в государственном и квазигосударственном секторах. С начала года проведен анализ деятельности четырех государственных органов (департамент по делам обороны, фармконтроль, управление здравоохранения, НПЦзем), которые наиболее подвержены коррупционным рискам.
По результатам анализа выявлены основные проблемы –  систематические истребования услугодателями документов, не предусмотренных Стандартами государственных услуг, практически во всех стандартах устанавливаются дискреционные сроки, которые указываются в одних случаях в рабочих, в других - в календарных днях, расхождения по данным госорганов и данными, полученными из информационной системы «ИИС ЦОН», наличие фактов непосредственного контакта услугодателей с услугополучателями в процессе оказания государственных услуг, хотя согласно стандартам госуслуги оказываются через ЦОНы и веб-портал «Е-лицензирования», в некоторых стандартах отсутствуют основания для отказов  в предоставлении услуг. 
Разумеется, без поддержки общества антикоррупционные меры, проводимые сверху, дают только частичный эффект. Нетерпимое отношение к коррупции должно стать гражданской позицией каждого казахстанца, а честность и неподкупность – нормой поведения.
Департамент налаживает активные взаимосвязи с различными общественными институтами, молодежными организациями, политическими партиями, с государственными органами и со всеми гражданами, которым не безразлична  ситуация с коррупцией. Принципиально важную роль в  формировании антикоррупционной культуры играет работа с подрастающим поколением. Только внедрение с самого раннего возраста антикоррупционных стандартов поведения позволит искоренить это социальное зло. 
Здесь отмечу  проведение  обучающих антикоррупционных курсов и антикоррупционных мероприятий в учебных заведениях, государственных органах, среди населения, путем привлечения средств массовой информации. 
Отдельно стоит сказать об Открытом соглашении о сотрудничестве по вопросам формирования антикоррупционной культуры в обществе, в области  его уже подписали более сорока организаций и пятисот граждан. Присоединяясь к этому документу (его можно найти на сайте Министерства по делам госслужбы), люди в первую очередь выражают собственную готовность жить по чести и совести.
– И несколько слов в заключение.
– В любом организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а, значит, и без государственных служащих. Доверие к власти начинается с государственного служащего, который должен гибко реагировать на запросы современного общества. Именно из этого мы исходим в своей работе. 
– Спасибо за беседу.
Записала Наргиз БЕКМАГАНБЕТОВА.


23-6-2016 23 июнь 2016 г. 0 0