Меруерт КАЛИЕВА

Сегодня мы открываем рубрику, под которой будут публиковаться материалы, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
С каждым годом ветеранов Великой Отечественной становится меньше, и скоро наши дети смогут узнавать о подвиге поколения наших дедушек и бабушек только из Интернета, книг и уроков истории. Бывших фронтовиков уже почти не встретишь в магазинах, на улицах, в автобусе.
Смагул Алтыбасов один из них. Чтобы услышать рассказ о том тяжелом времени, пришла к нему домой. Меня встретила невестка и пригласила в дом. Смагул-ата сидел на диване. Представилась, сказала, что читателям нужно знать своих героев. Он улыбнулся.
– Мне очень приятно, доченька, что не забываете о нас, – начал разговор Смагул-ата. – Время, в котором прошла моя молодость, было тяжелым.
– Я родился 25 октября 1923 года в колхозе «Интернационал» Сырдарьинского района. Нас в семье было четверо детей. Мама умерла, когда мне было четыре года. В 1933 году во время голода, мы переехали в Таджикистан. Возвратились в родные края через четыре года. В школу пошел поздно, тогда был голод и об учебе мало кто думал. В 1937-м в ауле открыли школу, там я и закончил восемь классов.
В 1941 году призвали в армию. Из Кызылорды нас было восемьдесят три призывника. Дорога была длинной, Ташкент – Красноводск – Азербайджан – Армения. Нас распределили по разным частям и городам. Четверых моих земляков и меня, направили в пограничные войска в Армению. Тут и началась моя армейская жизнь. С нами проводили занятия по строевой, огневой, тактической и физической подготовке. Дома я не был избалован, поэтому быстро привык к новым условиям.
В мае 1943 года нас отправили на фронт. По распределению меня направили на Закавказский фронт в 97 пограничный отряд. Здесь я и почувствовал, насколько страшна и беспощадна война. На моих глазах умирали молодые парни, было страшно, но и давало мне силы быть беспощадным к врагам. Было много тяжелых боев. В одном из них, в горах Крыма мне удалось взять в плен немецкого офицера.
– Вот сейчас я отомщу за своих боевых товарищей, – сказал я фрицу.
Он встал на колени и молил о пощаде на ломаном русском языке:
– Русин сдаюсь, я воевать боюсь! Я сдаюсь! Меня заставлять воевать!
Не стал его убивать, привел в штаб.
После освобождения Крыма меня отправили на четвертый Украинский фронт, оттуда перевели на Белорусский.
На границе Белоруссии и Литвы была Руднинская пуща, там шел серьезный бой. Когда мы подошли ближе, я увидел, что их генерал сел на лошадь и хотел скрыться, оставив своих солдат, не знаю, откуда у меня взялись силы, но в тот момент я повалил лошадь, и генерал рухнул на землю вместе с ней.
Я не выдержал, и ударил его. Мне было противно смотреть на его трусость. Под конвоем его увели в штаб. Только по окончании боя я почувствовал боль в голове. Оказалось, задела пуля, кость она не повредила, кожу разорвала. Отправили в госпиталь. Там пролежал не долго, и продолжил свой боевой путь.
В 1945 году взяли Восточную Пруссию, оттуда двинули на Кенигсберг – это был большой портовый город. Здесь меня контузило. Лежал в госпитале, когда узнал о полной капитуляции Германии. Все громко кричали от радости, плакали, обнимали друг друга. После этой проклятой войны уже ничего не казалось страшным.
После госпиталя меня отправили служить на границу с Польшей. Был старшиной заставы до марта 1949 года. В том же году меня демобилизовали, я отправился в родной аул. Дома родные очень гордились мной, отец часто при случае показывал мои боевые награды аулчанам.
Я поступил в педагогическое училище, где и познакомился со своей будущей женой. После окончания работал сначала в областном комитете физкультуры и спорта, потом четыре года преподавал в педагогическом училище. Три года был парторгом в артели, потом начальником отдела кадров треста столовых и ресторанов, начальником отдела в УПТК ПСМО «Мелиорация» (потом ТОО «Арна Кызыл-ордамелиорация»), там и проработал двадцать лет, отсюда и ушел на пенсию.
Спасибо местным властям и бывшему коллективу, где я проработал много лет, что никогда не забывают обо мне. На каждый праздник меня всегда поздравляют, это приятно.
Вместе с женой Смагул-ата воспитал семерых детей. Теперь он часто рассказывает своим внукам и правнукам о тех нелегких временах и благодарит бога за то, что выжил на этой войне.