• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПИСАТЕЛЬ, МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕК

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПИСАТЕЛЬ, МУДРЫЙ ЧЕЛОВЕКНа земле Сыра выросло немало талантливых людей, оставивших неизгладимый след в истории отечественной и мировой  литературы.  В их числе - народный писатель Казахстана Абдижамил Нурпеисов. Аксакалу в октябре нынешнего года исполняется 90 лет.       
А.Нурпеисов принадлежит к тому поколению писателей, которое  называют фронтовым. Он родился 22 октября 1924 года в рыбацком поселке Куланды на берегу Аральского моря. Там он учился в школе, оттуда ушел на фронт. В Великую Отечественную  воевал в калмыцких степях, под Луганском, фронтовыми дорогами прошагал до берегов Балтики, где, запертая на Курляндском плацдарме, отчаянно сопротивлялась группировка фашистских войск. Жизнь сводила его с людьми разных судеб и национальностей, заставляла задумываться над природой мужества и малодушия, благородства и приспособленчества. И после войны весь запас наблюдений, мыслей требовал выхода, просился на бумагу.
Начало писательскому творчеству положил роман «Курляндия» (1950), создававшийся в первые послевоенные годы, когда, как вспоминал сам Абдижамил Нурпеисов, «в литературу шла совсем еще зеленая, безусая молодежь в пропахших дымом, потертых шинелях». В 1958 году роман «Курляндия» вышел в новой редакции под новым названием «Долгожданный день». Это роман о Великой Отечественной войне, о боевых подвигах солдат и офицеров Второго Балтийского и Ленинградского фронтов, освободивших территорию прибалтийских республик от фашистских полчищ. Роман был отмечен республиканской премией имени Жамбула.
Пройденный с боями путь, постижение человеческого и фронтового братства снабдили духовный мир А.Нурпеисова глубоким пониманием причастности личности к истории, заставили новым взглядом посмотреть на жизнь в свете уже собственного опыта. Сам аксакал считает, что творчество писателя нельзя отделить от родной почвы и рассматривать обособленно,  ибо творчество писателя мужает вместе с общенацио-нальной литературой. Своим учителем он считал и считает Мухтара      Ауэзова. Талантливый писатель всегда ориентировался на открытия прозы М.Ауэзова, шел по проложенному им пути, терпеливо и настойчиво     отыскивал «в потемках истории» запорошенные временем следы предшественников, принимал на себя «тяжкую скорбь ушедшей эпохи».
Трилогия А. Нурпеисова «Кровь и пот» явилась своеобразным открытием мира народной жизни, воссозданием судеб народных. К ее созданию писатель приступил после окончания Литературного института имени М. Горького, а завершил почти 15 лет спустя, хотя хронология вряд ли вправе передать точный срок душевной работы художника над эпическим полотном. О том, как вообще возник замысел этой трилогии, А. Нурпеисов рассказал в Эрфурте на творческой встрече с немецкими писателями. В своем выступлении («О моем народе», 1971) он создал автобиографический портрет молодого солдата, воина-победителя, вернувшегося на Родину после войны и по-новому зорко вглядывавшегося в необозримые степные просторы. На недавней войне у него погиб отец и три родных брата отца. Он видит овдовевших жен, осиротевших детей, измученных людей и разоренное хозяйство. Земля пресыщена человеческим горем. Сколько крови и пота пролито на этой земле! И приходит мысль, что именно об этом надо написать книгу. В 1974 году        А. Нурпеисов за трилогию «Кровь и пот» был удостоен Государственной премии СССР, она переводилась на языки разных народов, на ее основе был создан одноименный фильм.
А.Нурпеисов мог бы жить и быть почитаемым в народе только за одно это произведение, но он решился на новое осмысление трагедии Арала, а вместе с ней и судьбы народной. В 1983 году вышел роман «Долг», обративший на себя внимание актуальностью и остротой проблематики. В романе читатель сталкивается с напряженными раздумьями о современности, об экологических проблемах, о нравственном состоянии общества, об ответственности перед собственной совестью и гражданским долгом. События разворачиваются на фоне умирающего Аральского моря, в драматическом столкновении двух разных отношений к природе, к острым экологическим проблемам. Работая над романом, А. Нурпеисов написал горькую и страстную статью «О судьбе Арала». В ней он передает свою боль и тревогу за будущее человечества.
Писатель успешно работает и в жанре очерка, эссе. Его статьи о
Л. Н. Толстом, Ф. М. Достоевском, М. О. Ауэзове, С. Муканове, Ч. Айт-матове вошли в книги «Раздумье» (1974), «Все в нем пело» (1979). Жанр литературного портрета используется А. Нурпеисовым для создания панорамы разных периодов литературы.
А. Нурпеисов известен и как переводчик. Им переведены на казахский язык рассказы А. П. Чехова, М. Горького, пьесы А. Кассона «Деревья умирают стоя», Н. Хикмета «Слепой падишах» и другие.
Писательская судьба А. Нурпеисова, можно сказать, сложилась удачно. В большую литературу его напутствовал один из крупнейших мастеров казахской прозы Габиден Мустафин. Высокий взлет его писательского таланта предугадал Всеволод Иванов. До конца своих дней оставался его наставником и другом Мухтар Ауэзов.
Прошли годы. Талантливый писатель стал общепризнанным мастером. И вот уже новые поколения молодых видят в нем своего авторитетного учителя, взыскательного наставника, яркому таланту и самоотверженному труду которого они обязаны многим. Как сказала председатель областного филиала Союза писателей Казахстана Каршыга Есимсеитова, юбилей славного сына земли Сыра в Кызылорде планируется отметить с размахом,  повсеместно пройдут тематические вечера, встречи, концерты.
Несмотря на то, что аксакал на протяжении многих лет живет за пределами родной земли, низовья Сырдарьи для него особенно дороги и святы. Во время последнего приезда в область (года полтора-два назад) Абдижамил-ата всегда называет Арал своей гордостью и радостью, и ему  очень хочется, чтобы и другие люди любили эту землю.
23-9-2014 23 сентябрь 2014 г. 0 0