• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КТО ГРЕЕТСЯ В ТЕНИ ЗАКОНА?

В конце прошлого года мы писали о том, что несмотря на запрет, в Кызылорде работают игровые залы с «однорукими бандитами» и рулетками. Ситуация с тех пор изменилась, но – в обратную сторону: полулегальных «развлекательных салонов», в которых выигрыш выдается карточками оплаты сотовой связи, талонами на бензин, словом, всем, чем угодно, лишь бы не деньгами, стало даже больше.Таким образом, запрет на азартные игры родил еще одну «условную единицу», со своим курсом: 1000 единиц карты Aktiv и Билайн меняют по 900 тенге. Говоря по-другому, закон оказался с «черной дырой», в которую и потекли деньги.

В апреле прошлого года, как тогда казалось,поигорному бизнесу был нанесен нокаутирующий удар - в Казахстане ввели полный запрет на эту деятельность. Но пациент, несмотря на страшный диагноз, выжил. И сейчас в Кызылорде спокойно работают десятки подпольных залов, которые маскируются под развлекательные клубы, кафе, бильярдные и прочие заведения.Владельцы «одноруких бандитов» и рулеток делают наших земляков игровыми «наркоманами», вытряхивая карманы как у состоятельных, так и не очень людей.

Как ни крути, закон оказался даже на руку теневому игорному бизнесу, потому что формально его нет в юридическом поле, и это значит, что нет как бы и самой такой деятельности. Нет необходимости получать лицензии, платить налоги, соблюдать вообще какие-либо законы…

При подготовке предыдущей публикации мы попытались найти тех, кто должен контролировать этот бизнес. Городская власть сослалась нафинансовую полицию, там сказали, что ничего не слышали о том, что в городе орудуют нелегальные «однорукие бандиты», и кивнули в сторону налоговой, которая должна контролировать развлекательные клубы.

Хотела пообщатьсяс некоторыми владельцамиразвлекательных клубов, почти все они отвечать накакие-либо вопросы отказывались. Нашелся лишь один, который, при условии неупоминать его заведение и имя, рассказал весьма интересные вещи. Например, то, что в городе лишь один из пяти игровых аппаратов соответствует установленным нормам, потому что четкой системы контроля за ними у наспросто не существует. Большинство из них очень сомнительного происхождения. Встречаются даже грубо сколоченные фанерные ящики с кое-как прилаженной платой внутри. Все припаяно-привинчено народными умельцами, но главное — работает! А сам мой собеседник личновозил свои автоматы в Алматы, где их «прошили» и теперь они работают исключительно накарман владельца (90 процентов денег игроков остается ему).

Вывести на чистую воду всю подпольную сеть игровых заведений, как и любой другой незаконный бизнес, нелегко. А наказать владельцев, а тем более закрыть сами заведения - еще труднее. У каждого заведения, и это не такой большой секрет,есть своя «крыша», которой, похоже, не страшен никакой «контрольный дождик».Да и среди клиентов таких заведений простых людей не так много, студентов, например,там уже не увидите. А выигравших – еще большая редкость. Причем владельцы могут сами выбирать, кому должна «улыбнуться» удача – автоматы запрограммированы как надо.

Но «технический» вопрос – не самый главный, хотя это и есть форменное надувательство. А что делать, если человек «подсел» на этот своего рода наркотик? Посмотрите на игроков, когда они в запале: глаза горят, руки дрожат, на лбу — испарина. Они ничего не видят и не слышат в этот момент. Азарт сгубил не одного хорошего человека, и будет губить и дальше.

Пройдясь по Кызылорде, я насчитала около четырех десятков игровых залов. Только вдумайтесь: кинотеатр у нас всего один, театр - тоже один, одна филармония и еще несколько культурных центров. Даже все вместе они и близко не могут конкурировать с «развлекательными» залами, а ведь учреждения культуры несут людям вечные ценности, а эти уродливые металлические ящики только отупляют, оглупляют, да еще и обирают до нитки.

Сам факт существования таких заведений, при «живом» законе, порождает массу вопросов в силу непонятного их юридического статуса. Кто регулирует их деятельность, какой орган должен тестировать и лицензировать оборудование, которое любой программист способен настроить на 99-процентный доход владельцу? Почему налоговые службы не волнуют сотни тысяч, или, может, даже миллионы, проходящих мимо казны, тенге?И почему нелегальный бизнес процветает в самых людных местах города, под носом множества контролирующих органов? И не пора ли ответить на эти вопросы?

Наталья ЧЕРНЕЙ.

24 января 2009 24 январь 2009 г. 229 0