• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДОЛГОСТРОЙ: ЗАВЕРШИТЬ НЕЛЬЗЯ ОТДАТЬ

В августе 2005 года в «КВ» была опубликована заметка«Большое видится на расстоянии». В ней шла речь о строительстве спортивно-оздоровительного комплекса госуниверситета им. Коркыта-ата. Автор, суммируя мнения заказчика, подрядчика, технадзора и собственные впечатления, делился с читателями выводом, мол, нет никаких сомнений, что комплекс, как и запланировано, вступит в строй в мае 2006 года. В качестве аргумента напечатана была и фотография строящегося объекта. Снимок был сделан с крыши Диагностического центра, а стройка была рядом с ОМЦ (тогда еще не было домиков с колоннами). На крыше и родился такой заголовок с претензией.

Прошел май 2006 года. Прошел май 2007-го. Проходит май 2008-го. Автор вновь на той же крыше, и в объективе практически та же картина, что и в августе 2005-го. С той лишь разницей, что тогда на объекте были строители, «махали» стрелами автокраны, а сейчас здесь, кроме сторожа, никого нет. В голове возникла какая-то непонятка. По журналистскому интересу и общественной работе в областнойАссоциации строителей доводилось участвовать практически во всех разборах полетов по строительным делам в регионе. Помню пообъектно, где была под угрозой сдача бюджетного заказа и какие оперативные меры принимались, чтобы этого не произошло. А был ли предметный разговор по этому спортивно-оздоровительному комплексу? Этот объект, если принять во внимание, что его заказчик - государственное учреждение (университет), тоже можно считать бюджетным. Хотя деньги на его строительство не выделялись ни из областного бюджета, ни по программам республиканского бюджета, где администратором выступает областное управление строительства. Именно поэтому эта стройка оказалась как бы в череде частных проектов, которыми областная власть интересуется, помогает, когда надо, но не решает их судьбу. Да и поначалу какого-либо вмешательства не требовалось - все шло, как положено.

По результатам тендера, проведенного КГУ, победителем было признано ТОО «СМП-Кызылорда». Это строительная организация с длинной историей, большим опытом, базой, кадрами и даже дочерним кирпичным заводом. В ноябре 2004-го ТОО и университет заключили договор на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса КГУ им. Коркыта-ата на сумму 172660 тысяч тенге. По проекту ФОК монтировался из металлоконструкций. Заказчик на тот момент вел переговоры на изготовление конструкций на Орском заводе (Россия) и поэтому посчитал ненужным вносить в договор обычный пункт о предоплате подрядчику 30 процентов на приобретение материалов. Представители ТОО тоже приняли участие в переговорах с Орском и в конце концов под неусыпным контролем заказчика и с его ведома заключили договор на изготовление и поставку металлоконструкций до казахстанской границы на сумму 46885 тысяч тенге.

Теперь по условиям тендера нужно было оформить трехсторонний (банк, подрядчик, заказчик) договор на получение кредита. Оказалось, что КГУ не имел права на получение кредита. Подрядчик идет навстречу заказчику и к основному договору подписывает с ним дополнительное соглашение, по которому он открывает кредитную линию в банке на 100 миллионов тенге. КГУ принял на себя обязательства ежемесячно 15 числа производить оплату подрядчику для погашения кредита. Ничего противозаконного в этом нет. Подрядчик, хоть это и не входило в его обязанности,«повесил»кредит заказчика на себя. Естественно, будучи уверенным в обязательности партнера. Однако партнер соглашение выполнять не стал. В этой ситуации подрядчик имел право выставить требование на текущие счета заказчика и провести снятие денег в безакцептномпорядке, согласно графику погашения, но отношения накалять не стал, надеясь на добропорядочность подписанта договорнойстороны.

Первая партия металлоконструкций прибыла в мае 2005 года. По монтажу конструкций замечаний заказчика и авторского надзора не было. То есть сам строительный процесс шел нормально, а вот его финансовая составляющая вызывала у подрядчика непонимание и ропот. Стоимость металлоконструкций с доставкой составила 48,4 миллиона тенге, заказчик оплатил 24,8 миллиона, а 23,6 университет обещал оплатить позже, но эти миллионы до сих пор числятся в убытке подрядчика.

Тогда, оказавшись в серьезном минусе, строители работы не прекратили и были настроены ввести объект, пусть не в мае, но к началу учебного 2006-го года. Сроки сдачи объекта не раз продлевались из-за неопределенности заказчика по использованию материалов для бассейна, мини-футбольного поля и наружнойотделки.

На начало 2007 года выполнениеСМР на этом объекте по подписанным заказчиком документам составляло около 44 процентов или в деньгах - 75,5 миллиона тенге. Фактически на этом комплексе строители выполнили около 80 процентов строительно-монтажных работ. По деньгам - это порядка 140 миллионов тенге. Понятное дело, что разница между фактическими миллионами и подписанными – это деньги, которые подрядчик инвестировал в этот проект, и когда он их назад получит, неизвестно.

Именно долги заказчика заставляют «подрядчика» идти на любые уступки, лишь бы достроить ФОК. Поэтому, дажеутратив всякое доверие к университету, в январе 2007 года строители подготовили фронт работ и были готовы продолжить, точнее сказать, наконец-то завершить строительство этого объекта. Не получи-лось – пришло уведомление от партнера о расторжении договора в одностороннем порядке.

С тех пор на объекте гуляет лишь ветер и несет дозор охрана. Именно в силу того, что стройготовность объекта 80 процентов, а не 44,позволяет ему не подвергаться естественному разрушению – сборные металлоконструкции большей частью не ржавеют, потому что «спрятаны» под крышу и в стены. Однако надежная охрана и высокая, но долгая стройготовность - это не совсем то, что нужно от этого объекта студентам КГУ, да и городу в целом.

Нынешнее руководство университета упрекнуть в бездействии или тем более в нежелании достроить объект нельзя. Долгострой и проблему, где взять деньги для завершения проекта, оно получило в наследство от прежнего руководителя. Если на сегодня нет ясности по деньгам у заказчика, то, может, есть резон подумать, как решить эту проблему иначе.

Арифметика этого объекта такова: сегодня достаточно ста миллионов тенге, чтобы подрядчик за несколько месяцев сдал объект в эксплуатацию. Получится, что ФОК будет построен фактически по ценам 2004 года (175 миллионов), а реальная стоимость этого объекта сегодня- 500-600 миллионов тенге. Если университет не в состоянии довести свой проект до конца, может, областной бюджет выплатит 75 миллионов, потраченных КГУ и возьмет этот объект на свой баланс. Правда, потом надо будет найти еще сто миллионов, чтобы достроить комплекс, и хотя бы миллионов 50, чтобы подрядчику вернуть долги. Это большие деньги. В сумме 225 миллионов тенге. Но за них мы получим спорткомплекс стоимостью как минимум полмиллиарда тенге. В конце концов, деньги можно поискать в республиканском бюджете по линии развития спорта и физкультуры. В любом случае завершение объекта - это выгодно, долгострой - это убытки.

Игорь ТИТЕНОК.

24 мая 2008 24 май 2008 г. 0 0