• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ОДИН АУЛ - ОДНО ХОЗЯЙСТВО

ОДИН АУЛ - ОДНО ХОЗЯЙСТВО …В семи километрах от аула «III Интернационал» Кармакшинского района находятся поля хозяйства ТОО «Достык-жер – МК». Руководит им известный в области земледелец Миляр Арифов. Он родился и вырос в этом ауле, в семье рисоводов, и вот уже 33 года, как трудится в этой отрасли.На его автомобиле по полевым пыльным дорогам мы добираемся до рисовых полей хозяйства.

Тысяча триста гектаров земли здесь занято «Акмаржаном», «Лидером» и «Янтарем». Сорт «Акмаржан» - занимает 700 гектаров. Он считается устаревшим сортом, но здесь от него не отказались. Во многом благодаря тому, что с удобрениями в хозяйстве все в порядке, поэтому и рассчитывают получить в этом году хороший урожай и от местногосорта. Но пока не сжата последняя полоска поля, опытный крестьянин Миляр-ага,озвучивает лишь «сдержанные» цифры урожайности –по 45 центнеров с гектара «Акмаржана» и по 50 «Лидера» и «Янтаря». Трибригадытрудятся на полях. Ежедневно механизаторы, вместо запланированных 10 гектаров, скашивают до 15.Собранныйурожай прямиком отправляется на перерабатывающий завод, своего в хозяйстве пока нет. Для собственных нужд установили маломощнуюкитайскую рисорушку, и зерно перерабатывают на ней. В прошлом году в хозяйстве решили провести эксперимент – посеяли не только традиционный «Акмаржан», но и узбекские сорта риса.Оказалось, что созревают они за 170 дней. Длянашего климата срок этот очень большой, поэтому двести гектаров земли, отведенные под эти сорта, урожая вообщене дали.

За десять лет существования хозяйства, последние пять ТОО «ходило» под инвестором, поскольку в то тяжелое время иного выхода у крестьян не было. Низкая цена на рис не позволяла аграриям получать хорошую прибыль. Долги росли, как снежный ком. В тот момент инвестор казался выходом из проблем. Но как оказалось, найденный выход былвременным.

-Мы задолжали инвестору 20 миллионов –это затраты на семена,удобрения, горючее, - рассказывает Миляр Арифов. –Как только появилась возможность, прекратили работать под опекой, выплатив задолженность. Чтобы добиться успеха, нужно было объединяться - из мелких крестьянскиххозяйств создать мощное сельхозобъединение. В этом году к нам присоединилось еще четыре хозяйства, у которых 800 гектаров земли и куча долгов.

Как выяснилось в беседе,куча долгов –это несколько десятков миллионов тенге задолженностей в пенсионный фонд и по зарплате. Миляр Арифов говорит, что погасит их в ближайшее время, и это не самая страшная проблема. По его мнению, главное – объединение.Крестьяне, испытав все трудности одиночества, поняли, что у мелких хозяйств нет перспектив. У крупных хозяйств и техника современная, и урожайность высокая, поскольку есть возможность применять весь комплекс агромероприятий.А что имеют мелкие? Ничего, кроме земли. Могут ли онипозволить себевносить достаточное количество удобрений, стоимость которых за один год увеличиласьв несколько раз? А очищать каналы, нанимать авиаторов, закупать высокопроизводительную технику? Конечно же, нет, ведь на эти цели нужны огромные средства. К примеру, цена за одну тоннусульфата аммония сейчас достигает 30 тысяч тенге, против прошлогодних двенадцати. Фосфорные удобрения отечественного производства в прошлом сезоне стоили 37 тысяч тенге за тонну, сейчас -82. А сколько стоит очистка каналов? Если нет собственной техники, то за очистку каждого километра канала, хозяйство должно заплатить по миллиону тенге.На севе необходимо применять минимум 10 операций, и здесьбез современной техники не обойтись. Словом, одни убытки, так как урожай не покрывает затрат.

На мой вопрос, как живется без инвестора, мой собеседник ответил, что приходится брать в долг под будущий урожай у переработчиков зерна. В этом сезоне на посевную и уборку пришлось занимать 120 миллионов тенге. На тот момент определилисьв цене – по 23 тенге за рис-шалу. Но тогда о том, что цена на рис подскочит, рисоводы и не предполагали. Сейчас же, когда стоимость риса-шалы доходит до 70 тенге за килограмм, продавать по 23 тенге – все равно, что отдать его бесплатно. Некоторые хозяйства, оказавшись в похожей ситуации, сумели договориться с кредиторами, и те определили им новую цену – от 40 до 45 тенге.Миляру Арифову разговор по этому поводу со своимзаемщиком только предстоит. В случае положительного разрешения этой проблемы, хозяйство останется с прибылью, и долги присоединившихся хозяйств покроет. Если же цены останутся прежними, то,крестьяне окажутся в незавиднойситуации.

Как считает рисовод, без государственной поддержки отрасль погибнет.В этом году субсидии увеличились, но покрывают они, если подсчитать, не более 20 процентов от всех затрат. Получили их не вовремя, а ложка, как говорится, дорога к обеду. Если бы 26 миллионов тенге субсидий выдали перед посевной, хозяйству было бы легче. По его мнению,субсидии должны покрывать хотя бы 40 процентов затрат. И тогда, если цена на рис останется такой же, как сейчас, хозяйства встанут на ноги. По словам М.Арифова, оченьсложно получить кредиты в банках. Поэтому приходится обращаться к переработчикам зерна. У нихполучить деньги под будущий урожай намного легче, чем в банках – надо лишь подписать договор, который всегдане в пользу производителей.Вот если бы государство закупало рис у крестьян по приемлемым ценам, не пришлось бы крестьянам идти на поклон к частникам, и от безысходности, принимать невыгодные условия.

– Сейчас мы создали крупное и современное рисоводческое хозяйство, – сказал Миляр Арифов. –С кадрами у нас полный порядок и полный интернационал –представители одиннадцати национальностей живут в ауле. Казахи, корейцы, турки, татары, марийцы, другие нации, мы все вместе, в радости, и в горе. Земля и техника у нас есть, объединимся, и станем пахать наши общие поля. Пока, конечно же, имеются проблемы, но мы их научились решать. Теперь у нас появилась уверенность, что намеченной цели мы достигнем.

Мира ЖАКИБАЕВА.

24 сентября 2008 24 сентябрь 2008 г. 0 0